Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 3. С. 51–60.
ISSN: 2074-5885 (online)
Различные подходы к социально-психологическому сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом: российский и зарубежный опыт
Великоцкая А.М. Педагог-психолог, специалист подразделения по работе с правонарушениями несовершеннолетних , Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, volchonok78@mail.ru Иванова А.В. Педагог-психолог, специалист подразделения по работе с правонарушениями несовершеннолетних , Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва, Россия, Scotland.iv@gmail.com
Статья посвящена вопросам социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков, находящихся в конфликте с законом. Эффективные условия социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков
в ситуации правонарушения, по мнению авторов, напрямую связаны с механизмами реагирования государства и общества на правонарушения несовершеннолетних. Поэтому в данной статье основное внимания уделяется анализу различных способов реагирования на правонарушения несовершеннолетних в российской и зарубежных государственных системах. Отдельная часть статьи посвящена практике восстановительного правосудия, которая реализуется на границе юридической, социальной, педагогической и психологической областей и является важным компонентом социально-психологического сопровождения подростка в ситуации правонарушения и ценным ресурсом для системы помощи и создания условий для ресоциализации подростка-правонарушителя.
Ключевые слова: социальная ситуация подростка, правонарушения подростков, социально-психологическое сопровождение подростка, ресоциализация подростка, программы восстановительного правосудия
Восстановительная ювенальная юстиция. Модели работы в регионах / Науч. ред.
и сост. Р.Р. Максудов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2008. 244
с.
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер,
2008. 400 с.
Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в
ответ на преступление): Монография. М.: Проспект, 2014. 264 с.
Карнозова Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной
юстиции в работу суда: Метод. пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009. С.
64–67.
Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития
современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в
восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml
(дата обращения: 01.05.2014).
Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой; 3-е изд.,
перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 912 с.
Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология.
Методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2009. 72
с.
Макэлри Ф. Новозеландская модель семейных конференций // Правосудие
по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2.
Кн. 1/ Под ред. М.Г. Флямера. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000.
С. 40–71.
Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение
преступлений: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 72 с.
Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних
в зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2 (45). С.
73–78.
Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции.
Вып. 7. М.: Общественный центр «Судебно-правовая реформа», 2010. С.
139–145.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ с изм. от 02.04.2014
г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс
Шмидт В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом:
зарубежный опыт. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия»,
2007. 120 с.