Рассматривается проблема становления самоконтроля в контексте метакогнитивного развития детей. Гипотеза проведенного автором исследования состояла в том, что
в дошкольном возрасте начинает формироваться структура самоконтроля познавательной деятельности, включающая в себя предвосхищающий, процессуальный и итоговый самоконтроль. Целью исследования было выявление динамики самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Использовалась экспериментальная методика, в которой детям предлагалось определить задачи и план познавательной деятельности, реализовать его и оценить результаты. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Во всех возрастных группах были обнаружены более высокие показатели текущего и итогового самоконтроля, но самая интенсивная динамика выявлена в показателях прогнозирующего самоконтроля.
В младшем дошкольном возрасте дети эпизодически демонстрируют формальный самоконтроль. В возрасте 5–6 лет у детей начинает складываться структура самоконтроля, между показателями текущего и итогового самоконтроля обнаружены значимые корреляции. Наиболее развитые дети демонстрируют содержательный самоконтроль. Это обусловлено не только развитием самосознания, произвольности и традиционно описываемых когнитивных процессов, но и развитием диалектического мышления и метакогниций.
Ключевые слова: метапознание, структура самоконтроля, предвосхищающий, итоговый и процессуальный самоконтроль, дети дошкольного возраста, структурно-диалектический подход
Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного
оперирования противоположностями у детей и взрослых// Педагогический журнал
Башкортостана. 2011. № 2. С. 50–58.
Веракса А.Н. Развитие символизации в детском возрасте и
диалектическое мышление // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. №
3. С. 298–302.
Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития
произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения:
26.08.2013).
Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития
современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3.
С. 24–34.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544
с.
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,
1989. 192 с.
Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука
и образование. 2001. № 1. С. 21–36.
Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред.
Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136с.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.
Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности
современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С.
76–86.
Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология
и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 322–328.
Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета
исследования // Вестник Поморского ун-та. 2011. № 3. С. 153–158.
Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное
образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62–67.
Чернокова Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности //
Science Time. 2014. № 7 (7). С. 413–418.
Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях
ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура.
Philology and Culture. 2013. № 3. С. 329–332.
Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of
self-regulation in young children// Journal of Curriculum and Teacher
Education. 2012. Vol. 16 (1). P. 15–34.
Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory
control and children's theory of mind // Child Development. 2001. Vol. 72 (4).
P.1032–1053.
Veraksa N. at al. Structural dialectical approach in psychology:
problems and research results / Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I.,
Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O.// Psychology in Russia:
State of the Art. 2013. Vol. 6 (2). P. 65–77.