Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 71–80.
ISSN: 2074-5885 (online)

Развитие самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте

Чернокова Т.Е.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается проблема становления самоконтроля в контексте метакогнитивного развития детей. Гипотеза проведенного автором исследования состояла в том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться структура самоконтроля познавательной деятельности, включающая в себя предвосхищающий, процессуальный и итоговый самоконтроль. Целью исследования было выявление динамики самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Использовалась экспериментальная методика, в которой детям предлагалось определить задачи и план познавательной деятельности, реализовать его и оценить результаты. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Во всех возрастных группах были обнаружены более высокие показатели текущего и итогового самоконтроля, но самая интенсивная динамика выявлена в показателях прогнозирующего самоконтроля. В младшем дошкольном возрасте дети эпизодически демонстрируют формальный самоконтроль. В возрасте 5–6 лет у детей начинает складываться структура самоконтроля, между показателями текущего и итогового самоконтроля обнаружены значимые корреляции. Наиболее развитые дети демонстрируют содержательный самоконтроль. Это обусловлено не только развитием самосознания, произвольности и традиционно описываемых когнитивных процессов, но и развитием диалектического мышления и метакогниций.

Ключевые слова: метапознание, структура самоконтроля, предвосхищающий, итоговый и процессуальный самоконтроль, дети дошкольного возраста, структурно-диалектический подход

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых// Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 50–58.
  2. Веракса А.Н. Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 298–302.
  3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 2. С. 46–53.
  4. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.08.2013).
  5. Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 24–34.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  7. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 192 с.
  8. Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 21–36.
  9. Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136с.
  10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
  11. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 76–86.
  12. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 322–328.
  13. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского ун-та. 2011. № 3. С. 153–158.
  14. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62–67.
  15. Чернокова Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности // Science Time. 2014. № 7 (7). С. 413–418.
  16. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. Philology and Culture. 2013. № 3. С. 329–332.
  17. Basilio M., Whitebread D. The emergence and early development of self-regulation in young children// Journal of Curriculum and Teacher Education. 2012. Vol. 16 (1). P. 15–34.
  18. Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory control and children's theory of mind // Child Development. 2001. Vol. 72 (4). P.1032–1053.
  19. Veraksa N. at al. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results / Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I., Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O.// Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6 (2). P. 65–77.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика