Целью проведенного авторами исследования было изучение стратегии поведения
в конфликтной ситуации детей старшего дошкольного возраста и выявление ее взаимосвязи с социометрическим статусом ребенка в группе сверстников. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует взаимосвязь социометрического статуса дошкольника в группе сверстников и стратегии его поведения в конфликтной ситуации, т. е. конфликтной компетентности. В исследовании приняли участие дети (41 ребенок: 22 мальчика и 19 девочек) в возрасте 5–7 лет, посещавшие подготовительные группы в детских садах г. Москвы (2011–2013 гг.). Исследование проводилось с помощью экспериментальной методики «Доска кооперации» (М. Мадсен), направленной на изучение стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также социометрической методики «Два дома» (модификация Р.И. Говоровой) и опроса воспитателей, нацеленных на выявление статусной позиции дошкольника в группе сверстников. По результатам исследования можно говорить о существовании качественных различий в стратегиях поведения в конфликте, которые выбирают дети с разным социометрическим статусом.
Ключевые слова: общение в группе сверстников, социометрический статус дошкольника, дошкольный возраст, конфликтная компетентность, стратегии поведения в конфликтной ситуации
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.:
Питер, 2009. 398 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 1983.
368 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007. 174
с.
Громыко Ю.А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к
школе и его статусной позиции в учебном коллективе [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 3. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Gromiko.shtml
(дата обращения: 20.09.2014).
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
368 с.
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ
конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. №
2. С. 37–42.
Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология
отношений межличностной значимости. М.: Пер Сэ, 2006. 272 с.
Куприна Т.А. Влияние типов межличностного взаимодействия детей
дошкольного возраста на выбор игрового материала и игровую деятельность
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2008. №
3. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Kuprina.shtml
(дата обращения: 20.09.2014).
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.
Рузской. М.: Институт практической психологии, 1997. 383 с.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной
психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15–29.
Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к
практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: ГНОМ и Д, 2002.
144 с.
Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального
развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. 117 с.
Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные
отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005.
158 с.
Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников.
Игровые методы диагностики и коррекции. М.: Издат. центр «Академия»,
2001. 67 с.
Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликтов. СПб.: Питер, 2003.
250 с.