Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 106–117.
ISSN: 2074-5885 (online)

Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников

Денисенкова Н.С.
Выроцкова В.В.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Целью проведенного авторами исследования было изучение стратегии поведения в конфликтной ситуации детей старшего дошкольного возраста и выявление ее взаимосвязи с социометрическим статусом ребенка в группе сверстников. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует взаимосвязь социометрического статуса дошкольника в группе сверстников и стратегии его поведения в конфликтной ситуации, т. е. конфликтной компетентности. В исследовании приняли участие дети (41 ребенок: 22 мальчика и 19 девочек) в возрасте 5–7 лет, посещавшие подготовительные группы в детских садах г. Москвы (2011–2013 гг.). Исследование проводилось с помощью экспериментальной методики «Доска кооперации» (М. Мадсен), направленной на изучение стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также социометрической методики «Два дома» (модификация Р.И. Говоровой) и опроса воспитателей, нацеленных на выявление статусной позиции дошкольника в группе сверстников. По результатам исследования можно говорить о существовании качественных различий в стратегиях поведения в конфликте, которые выбирают дети с разным социометрическим статусом.

Ключевые слова: общение в группе сверстников, социометрический статус дошкольника, дошкольный возраст, конфликтная компетентность, стратегии поведения в конфликтной ситуации

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 398 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. М.: Педагогика, 1983.  368 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007.  174 с.
  4. Громыко Ю.А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n3/Gromiko.shtml (дата обращения: 20.09.2014).
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.  368 с.
  6. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 37–42.
  7. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М.: Пер Сэ, 2006. 272 с.
  8. Куприна Т.А. Влияние типов межличностного взаимодействия детей дошкольного возраста на выбор игрового материала и игровую деятельность [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2008. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n3/Kuprina.shtml (дата обращения: 20.09.2014).
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской.  М.: Институт практической психологии, 1997.  383 с.
  10. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15–29.
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: ГНОМ и Д, 2002.  144 с.
  12. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.  117 с.
  13. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005.  158 с.
  14. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. М.: Издат. центр  «Академия», 2001.  67 с.
  15. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликтов. СПб.: Питер, 2003.  250 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика