Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. Том 6. № 4. С. 118–133.
ISSN: 2074-5885 (online)
Подросток в онлайн игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы
Хломов К.Д. кандидат психологических наук, руководитель, старший научный сотрудник, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», лаборатория социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, Москва, Россия, kirkhlomov@gmail.com Кондрашкин А.В. аспирант, психолог, кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, центр "Перекресток", Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, artem.kondrashkin@gmail.com Кузин П.А. Калякина С.М. Тюльканова К.И. Медведев Д.П.
В статье говорится о необходимости изменения существующих сегодня представлений
о развитии в подростковом возрасте. Приведены описания наблюдений за поведением подростков в онлайн-игре «ДрагонНест», проведенных в 2013 г. специалистами Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ, которые позволили сделать предположения о возникающих возрастных задачах подросткового возраста. В качестве теоретической основы при построении этой работы был выбран восстановительный подход, являющийся практическим приложением культурно-исторической теории и теории деятельности к оказанию социальной
и психологической помощи подросткам. Анализ деятельности подростка в игре, структуры общения, наблюдения за отношениями подростков в игровом пространстве онлайн позволяют сделать предположения о роли общения со сверстниками
в современном обществе с точки зрения формирования личности и развития подростка.
Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, онлайн-игры, задачи подросткового возраста
Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации
идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3.
С. 3–16.
Барцалкина В.В. Терапия последствий детских травм, депривации и
насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL:
http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения:
23.08.2014).
Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2
МГУ, 1929–1931. 172 с.
Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая
перспектива. М.: Наука, 1988. 270 с.
Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков,
находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. М., 2013. 24 c.
Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное
поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология.
2013. № 1. С.18–24.
Леонтьев А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах
отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С.
166–178.
Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности
в затрудненных условиях [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование:
методология, практика, технологии. 2011. URL:
http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44032.shtml
(дата обращения: 20.08.2014).
Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире
(Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое
детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата
обращения: 20.08.2014).
Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация,
анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml
(дата обращения: 23.08.2014).
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный
институт, Флинта, 1999. 672 с.
Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в российском информационном
пространстве ХХI века // Международный электронный научно-образовательный
журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2012. № 2. URL:
http://mic.org.ru/phocadownload/2-cimbalenko.pdf (дата
обращения: 23.08.2014).
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для
студ./ Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт
практической психологии, 1994. С. 169–176.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
344 с.
BrianD. Ng, Wiemer-HastingsP. Addiction to the Internet and Online
Gaming //CyberPsychology and Behavior. 2005. Vol. 8(2). P. 110–113.
doi:10.1089/cpb.2005.8.110. Published in Volume: 8 Issue 2: June 6, 2005.
Cole H., Griffiths M. Social interactions in massively multiplayer
online role-playing gamers// CyberPsychology and Behavior. 2007. Vol. 10. P.
575–583.
Compas B. Coping with stress during childhood and adolescence
//Psychological Bulletin.1987. Vol. 101. P.393–403.
Hill P. Recent advances in selected aspects of adolescent
development // Child Psychol. Psychial. 1993.Vol. 34. №. 1. P. 69–99.
Khlomov K. Counselors and Adolescents appraisals of psychological
counseling effects. Role and Effectiveness// XXX International Congress of
Psychology. Cape Town, SA: Psychology Press; Taylor and Francis Group, 2012.
793 p.