Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 118–133.
ISSN: 2074-5885 (online)

Подросток в онлайн игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы

Хломов К.Д. кандидат психологических наук, руководитель, старший научный сотрудник, Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», лаборатория социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, Москва, Россия, kirkhlomov@gmail.com
Кондрашкин А.В. аспирант, психолог, кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, центр "Перекресток", Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, artem.kondrashkin@gmail.com
Кузин П.А.
Калякина С.М.
Тюльканова К.И.
Медведев Д.П.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье говорится о необходимости изменения существующих сегодня представлений о развитии в подростковом возрасте. Приведены описания наблюдений за поведением подростков в онлайн-игре «ДрагонНест», проведенных в 2013 г. специалистами Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ, которые позволили сделать предположения о возникающих возрастных задачах подросткового возраста. В качестве теоретической основы при построении этой работы был выбран восстановительный подход, являющийся практическим приложением культурно-исторической теории и теории деятельности к оказанию социальной и психологической помощи подросткам. Анализ деятельности подростка в игре, структуры общения, наблюдения за отношениями подростков в игровом пространстве онлайн позволяют сделать предположения о роли общения со сверстниками в современном обществе с точки зрения формирования личности и развития подростка.

Ключевые слова: подросток, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, онлайн-игры, задачи подросткового возраста

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире  // Вопросы психологии. 2009. № 3.  С. 3–16.
  2. Барцалкина В.В. Терапия последствий детских травм, депривации и насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения: 23.08.2014).
  3. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2 МГУ, 1929–1931. 172 с.
  4. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива.  М.: Наука, 1988. 270 с.
  5. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 c.
  6. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подростков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С.18–24.
  7. Леонтьев А.Н. Формирование личности// Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов.  СПб.: Питер, 2000. С. 166–178.
  8. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. 2011. URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44032.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  9. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. URL: http://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Polivanova.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  10. Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы [Электронный ресурс]  // На пороге взросления. 2011. URL: http://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48299.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  11. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 20.08.2014).
  12. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 23.08.2014).
  13. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1999.  672 с.
  14. Цымбаленко С.Б. Подрастающее поколение в российском информационном пространстве ХХI века // Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». 2012. № 2. URL: http://mic.org.ru/phocadownload/2-cimbalenko.pdf (дата обращения: 23.08.2014).
  15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ./ Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна.  М.: Институт практической психологии, 1994. С. 169–176.
  16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.  М.: Прогресс, 1996.  344 с.
  17. BrianD. Ng, Wiemer-HastingsP. Addiction to the Internet and Online Gaming //CyberPsychology and Behavior. 2005. Vol. 8(2). P. 110–113. doi:10.1089/cpb.2005.8.110. Published in Volume: 8 Issue 2: June 6, 2005.
  18. Cole H., Griffiths M. Social interactions in massively multiplayer online role-playing gamers// CyberPsychology and Behavior. 2007. Vol. 10. P. 575–583.
  19. Compas B. Coping with stress during childhood and adolescence //Psychological Bulletin.1987. Vol. 101. P.393–403.
  20. Hill P. Recent advances in selected aspects of adolescent development // Child Psychol. Psychial. 1993.Vol. 34. №. 1. P. 69–99.
  21. Khlomov K. Counselors and Adolescents appraisals of psychological counseling effects. Role and Effectiveness// XXX International Congress of Psychology. Cape Town, SA: Psychology Press; Taylor and Francis Group, 2012. 793 p.
  22. Ming Liu, Wei Peng. Author's personal copy. Cognitive and psychological predictors of the negative outcomes associated with playing MMOGs (massively multiplayer online games). Computers in Human Behavior. URL: https://www.msu.edu/~pengwei/Cognitive%20and%20psychological%20predictors%20of%20the%20negative%20outcomes%20associated%20with%20playing%20MMOGs.pdf (дата обращения: 23.08.2014).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика