Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 33–45.
ISSN: 2074-5885 (online)

Распознавание эмоционального содержания музыки в зависимости от особенностей музыкального материала и опыта слушателей

Князева Т.С. кандидат психологических наук, Старший научный сотрудник , лаборатория психологии и психофизиологии творчества Институт психологии Российской академии наук, tknyazeva@inbox.ru
Торопова А.В. доктор педагогических наук, Профессор кафедры методологии и методики преподавания музыки музыкального факультета , Московский педагогический государственный университет, руководитель Научно-образовательного центра «Психология искусства в образовании» при МПГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО, allatoropova@list.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Изучалось действие факторов, влияющих на распознавание эмоционального содержания музыки. Проверялась гипотеза о влиянии валентности музыки, этностиля и слушательского опыта на успешность распознавания музыки. В эмпирическом исследовании приняли участие 26 российских музыкантов (средний возраст 25,7 лет). Для изучения музыкального восприятия использовался биполярный семантический дифференциал. Показано, что на распознавание эмоционального содержания музыки влияет валентность музыкального материала и не влияет этностиль музыки. Было обнаружено, что слушатели старших курсов более успешно распознают эмоциональный контекст музыки. Результаты свидетельствуют об универсальном характере эмоционально-музыкального слуха, одинаково успешно распознающего музыку с разным этностилем, а также подтверждают представление о более высокой значимости негативной валентности эмоционального содержания в процессе музыкального восприятия. Изучение факторов, влияющих на эмоциональное понимание музыки, имеет значение как для разработки моделей распознавания эмоций, теоретических конструктов эмоционального интеллекта, так и для теории и практики музыкального образования.

Ключевые слова: эмоциональное содержание музыки, распознавание музыкальных эмоций, валентность эмоций, этностиль, слушательский опыт

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Князева Т.С. Влияние знака валентности музыки на успешность распознавания музыкально-эмоционального контекста // Психология творчества: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции (27–29 сентября 2010 г., Пермь) / Науч. ред. Л.Я. Дорфман, Д.В.Ушаков. Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2010. C. 258–259.
  2. Князева Т.С. Влияние личностных особенностей и профессиональной компетентности на восприятие музыки // Материалы Х Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Камень, который презрели строители. Культурно-историческая теория и социальные практики», 17–20 ноября 2009 г. М.: Российский государственный гуманитарный университет, , 2009. С. 156–157.
  3. Торопова А.В., Князева Т.С. Объективные и субъективные факторы распознавания эмоционального содержания музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». 2013. № 2. С. 43–49.
  4. Argstatter H., Wilker F.-W., Mohn C. Perception of six basic emotions in music// Psychology of Music. 2011. Vol. 39. Issue 4. P. 503–517.
  5. Bazanova O.M., Mernaya E.M. Alpha-activity fluctuations in various hormonal states and associated with them musical performance proved differently in the opposite individual alpha peak frequency groups // Revista Espanola de Neuropsicologia. Proceedings of the 2nd meeting for Society for Applied Neuroscience (SAN). Seville. 2008. № 10 (1). P. 100 – 101.
  6. Dellacherie D. at al. The effect of musical experience on emotional self-reports and psychophysiological responses to dissonance/ Dellacherie D., Hugueville R.L., Peretz I., Samson S. // Psychophysiology. 2010. № 48(3). P. 337–349. doi: 10.1111/j.1469-8986.2010.01075.x.
  7. Esposito A., Riviello M.T., Bourbakis N. Cultural specific effects on the recognition of basic emotions: A study on Italian subjects // USAB. 2009. Vol. 5889. P. 135–148.
  8. Fornari J., Eerola T. The pursuit of happiness in music: retrieving valence with contextual music descriptors // Computer Music Modeling and Retrieval Genesis of Mearning in Sound and Music. 2009. Vol. 5493. P. 119–133.
  9. Fritz T. at al. Universal recognition of tree basic emotions in music/ Fritz T., Jentschke S., Gosselin T., Sammler D., Peretz I., Turner R. // Current Biology: CB. 2009. Vol. 19. Issue 7. P. 573–576.
  10.  Fucci D. at al. The effect for preference for three differenttypesof music on magnitude estimation – scaling behavior in young adults/ Fucci D., Petrosino L., Banks M., Zaums K. // Discourse Processes. 1996. Vol. 13. P. 339–337.
  11.  Gordon R.L., Magne C.L., Large E.W. EEG correlates of song prosody: A new look at the relationship between linguistic and musical rhythm // Frontiers in Psychology. 2011. № 2. P. 352. doi: 10.3389/fpsyg.2011.00352.
  12.  Huron D. Sweet Anticipation: Music and the Psychology of Expectation. Reviewed by Marcus T. Pearce and Daniel M¨ullensiefen. Centre for Cognition, Computation and Culture, Goldsmiths, University of London. Cambridge, MA: MIT Press, 2006. 462 p.
  13.  Juslin P.N., Timmers R. Expression and communication of emotion in music performance // Handbook of music and emotion: Theory, research, applications / P.N. Juslin, J.A. Sloboda (Eds.). N. Y.: Oxford University Press, 2010. P. 453–489.
  14. Klineberg О. Еmotional expression in Chinese literature // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1938. Vol. 33(4); Oct. Р. 517–520. doi: 10.1037/h0057105.
  15. Koelsch S., Fritz T., Schlaug G. Amygdala activity can be modulated by unexpected chord functions during music listening // NeuroReport. 2008. № 19 (18). P. 1815–1819. doi: 10.1097/WNR.0b013e32831a8722.
  16.  Laroi F., Fonteneau B., Mourad H., Raballo A. Basic emotion recognition and psychopathology in schizophrenia // Journal of Nervous and Mental Disease. 2010. Vol. 198 (1). P. 79–81. doi: 10.1097/NMD.0b013e3181c84cb0.
  17.  Menon V., Levitin D.J. The rewards of music listening: response and physiological connectivity of the mesolimbic system // NeuroImage. 2005. № 28 (1). P. 175–184.
  18.  Mikutta Ch. at al. Emotions, Arousal, and Frontal Alpha Rhythm Asymmetry During Beethoven’s 5th Symphony/ Mikutta Ch., Altorfer A., Strik W., Koenig T. // Brain Topography. 2012. № 25. P. 423–430. doi: 10.1007/s10548-012-0227-0.
  19.  Moghimi S., Kushiki A., Guerguerian A.M., Chau T. Characterizing emotional response to music in the prefrontal cortex using near infrared spectroscopy // Neuroscience Letters. 2012. № 525 (1). P. 7–11. doi: 10.1016/j.neulet.2012.07.009.
  20.  Monaghan P., Metcalfe N.B., Ruxton G.D. A psevdo-savant: A case of exceptional musical splinter skills // Nature. 1998. Vol. 394 (6692). P. 434.
  21. Patel A.D. Language, music, syntax and the brain // Nature Neuroscience. 2003. № 6 (7) P. 674–681.
  22. Perlovsky L. at al. Mozart effect, cognitive dissonance, and the pleasure of music/ Perlovsky L., Cabanac A., Bonniot-Cabanac M.-C., Cabanac M. // Behavioural Brain Research. 2013. № 244. P. 9–14. doi.org/10.1016/j.bbr.2013.01.036.
  23. Punkanen M., Eerola T., Erkkilä J. Biased emotional recognition in depression: perception of emotions in music by depressed patients // Journal of Affective Disorders. 2011. Vol. 130 (1-2). P. 118–126.
  24. Rosner B. Cross-cutural investigation of the perception of emotion in music: psychophysical and cultural cues // Music Perception. 1999. Vol. 17 (1). P. 101–114.
  25. Sauter D.A. at al. Cross-cultural recognition of basic emotions through nonverbal emotional vocalizations/ Sauter D.A., Eisner F., Ekman P., Scott S.K. // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2010. Vol. 107 (6). Р. 2408–2412.
  26. Zemtsovsky I.I. Ethnic Hearing in the Sociocultural Margins: Identifying Homo Musicians Polyethnic Audiens // Garment and Core: Jews and their Musical Experiences. Ramat Gan, 2012. P. 13–30.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика