Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 13–23.
ISSN: 2074-5885 (online)

Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов

Леонова Е.В. кандидат педагогических наук, Доцент кафедры психологии, Руководитель сектора ИАТЭ научно-исследовательской лаборатории психологии труда и управления НИЯУ МИФИ., Обнинский институт атомной энергетики, Москва, Россия, e.v.leonova@mail.ru
Шатова С.С. педагог-психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Обнинска, Руководитель социально-психологической службы, Методист Муниципального бюджетного учреждения «Учебно-методический центр» города Обнинска, Москва, Россия, ss-shatova@yandex.ru
Щербакова Е.В. Педагог-психолог, Муниципального бюджетного учреждения «Учебно-методический центр» города Обнинска, Москва, Россия, eka242@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается проблема адаптации/дезадаптации обучающихся в новой образовательной среде в контексте требований новых ФГОС. Представлен новый подход к решению проблемы, основанный на дифференциации причин и показателей дезадаптации обучающихся. Проверяется гипотеза о значимости для успешности адаптации в новой образовательной среде компонентов личностной компетентности обучающихся: индивидуально-психологического, мотивационно-ценностного, деятельностного и коммуникативного. На основе подхода Б.Ф.Ломова определены критерии и показатели адаптации/дезадаптации школьников: информационно-коммуникативные (успеваемость), регуляционно-коммуникативные (поведение), аффективно-коммуникативные (эмоциональное благополучие). На выборке первоклассников (n=81) методом множественного регрессионного анализа определены психологические факторы дезадаптации школьников. Показано, что доминирующим фактором дезадаптации первоклассников является несформированность коммуникативных умений. Обосновано и эмпирически апробировано содержание психологического сопровождения первоклассников, основанного на идее развития творческих способностей обучающихся в игровой и познавательной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, образовательная среда, образовательные стандарты, психологические факторы дезадаптации, регрессионная модель дезадаптации, творческое развитие, психологическое сопровождение первоклассников

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Асмолов А.Г. Закон «Об образовании» в сетевом столетии: от образования для всех – к образованию для каждого [Электронный ресурс] // Образовательная политика.  2012.  № 1 (57). URL: http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2014/02/Asmolov-No.1.2012.pdf  (дата обращения 01.10.2014).

  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

  3. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1994. 16 с.

  4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000. 144 с.

  5. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 89–95.

  6. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. 290 с.

  7. Леонова Е.В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки// Начальная школа плюс До и После. 2012. № 4. С. 8–13.

  8. Леонова Е.В. Проблема социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях непрерывного образования // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек – Образование – Профессия», 6–8 июля 2009  г./Под ред. Л.М. Митиной. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 190–194.

  9. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников в совместной творческой деятельности // Начальная школа. 2011. № 7. С. 91–96.

  10. Леонова Е.В., Сергеева С.С. Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами развития творческих способностей   //Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. ред. Л.А. Цветкова.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.  С. 237–239.

  11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.

  12. Макарова О.С. Индивидуально-психологические особенности личности студентов, рожденных путем кесарева сечения // Современная психология. От теории к практике. Материалы XV международной конференции «Ломоносов – 2008». Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.)/ Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев.  М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С. 71–72.

  13. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.

  14. Семаго Н.Я. Как миновать кризис первой четверти // Школьный психолог. 2006. № 9. С. 33–35.

  15. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2007. 191 с.

  16. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования //Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 3–12.

  17. Dr. Michou at al. Enriching the hierarchical model of achievement motivation: autonomous and controlling reasons underlying achievement goals/ Dr. Michou, Dr. Vansteenkiste, Dr. Mouratidis, Dr. Lens [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Psychology. 2014. URL: http://www.sciencedaily.com/releases/2014/09/140921223559.htm DOI: 10.1111/bjep.12055 (дата обращения 01.10.2014).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика