Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 207–218.
ISSN: 2074-5885 (online)

Субъективное качество жизни в психологии бедности

Шаповал И.А.
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья представляет собой теоретическое введение в дискуссионную проблему субъективного качества жизни носителей психологии бедности. Выделены социокультуральные факторы субъективного качества жизни, систематизированы его психологические составляющие и факторы его высокого уровня. Описана совокупность характеристик психологии бедности, включающая чувства вытесненности из нормальной жизни, безысходности, фатализма, обделенности, социальной зависти, метапатологию личности, дефицит субъектности, ответственности, позицию аутсайдера, комплекс вины выжившего и т. д. По критерию отношения к своей жизни выделены типы носителей психологии бедности: пассивно-созерцательный, пассивно-агрессивный, псевдокомпенсаторно-девальвирующий, инфантильный, аномический. Проанализирована специфика рефлексии и бенчмаркинга носителей психологии бедности как когнитивных и аффективных стратегий оценки качества своей жизни, ориентированных на поддержание самоуважения.

Ключевые слова: субъективное качество жизни, культура бедности, психология бедности, депривация, относительная депривация, рефлексия, бенчмаркинг, типы отношения к своей жизни

Рубрика: Междисциплинарные исследования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ашкеров А.Ю. Социальная антропология. М.: Маркет ДС, 2005. 608 с.
  2. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
  3. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете: монография. СПб.:  Алетейя, 2001. 242 с.
  4. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность: философские загадки. Киев: Ника-Центр, 2006. 256 с.
  5. Зоркая Н. Проблемы повседневной жизни семьи. «Бедность» как фокус восприятия повседневных проблем // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 1. С. 26−38.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 351 с.
  7. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 386 с.
  8. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 288 с.
  9. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. М., 2012.  786 с.
  10. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс +, 2002. 240 с.
  11. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология. М.:  АСТ; Львов: Инициатива, 1998. 496 с.
  12. Шаповал И.А. Созависимость в культуре бедности // Педагогический журнал Башкортостана. 2009.   № 1. С. 36–50.
  13. Sirgy  M.J., Wu J. The pleasant life, the engaged life, and the meaningful life: What about the balanced life? // Journal of Happiness Studies. 2009. № 10. P. 183–196.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика