Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Электронный журнал
Психологическая наука и образование psyedu.ru
[Психолого-педагогические исследования]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2014. Том 6. № 4. С. 56–70.
ISSN: 2074-5885 (online)

Гендерные особенности развития интеллекта учеников 6-х – 10-х классов

Сорокова М.Г.
Ермаков С.С. научный сотрудник Городского ресурсного центра одаренности, ГБОУ ВПО МГППУ, sergey.ermakov85@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование проводилось в рамках мониторинга одаренности, организованного Городским ресурсным центром одаренности Московского городского психолого-педагогического университета в 2012 г. Одна из целей исследования – выявление гендерных особенностей в интеллекте учащихся средних школ на разных этапах обучения. Объем выборки составил 2023 ученика VI–X классов 24 школ Москвы, из них 990 мальчиков и 1033 девочки. Интеллект измерялся при помощи теста Равена «Стандартные прогрессивные матрицы плюс». Показано, что в VI–VIII классах доля девочек с «интеллектом явно выше среднего» больше, а с «интеллектом явно ниже среднего» – меньше, чем мальчиков, а доли учащихся обоих полов со средним интеллектом на этой ступени обучения практически одинаковы. В IX и X классах различий в пропорциях не выявлено. В целом, девочки демонстрируют также достоверно более высокие показатели по субшкалам В, C и D и итоговой шкале теста Равена, чем мальчики, и отсутствие различий по субшкалам А и Е. Выявлена тенденция стирания различий с возрастом: девочки показывают лучшие результаты по шкалам A и B в VI–IX классах (p < 0,01 и p< 0,05), по шкалам C и D в VI–VII классах (p< 0,001 и p< 0,05). В X классах гендерных различий нет ни по одной шкале. Статистически подтверждается тенденция роста показателей интеллекта с возрастом как у мальчиков, так и у девочек. Учет этих особенностей необходим в работе школьного педагога с учениками средних классов.

Ключевые слова: одаренные ученики, общие интеллектуальные способности, тест «Стандартные прогрессивные матрицы плюс» Равена, гендерные различия в интеллекте, критерий Манна–Уитни, критерий Колмогорова–Смирнова, критерии Стьюдента и Фишера, однофакторный анализ

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
  2. Берн М.Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
  3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.
  4. Есипенко Е.А., Ходанович М.Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности// Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 379. C. 214–221.
  5. Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: 2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
  7. Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3. Стандартные Прогрессивные Матрицы (Включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. 144 с.
  8. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии.  Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014.  412 с.
  9. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).
  10. Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 56–66.
  11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
  12. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика