Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 1. С. 1–11.
ISSN: 2074-5885 (online)
Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков
Богдановская И.М. кандидат психологических наук, доцент, кафедра методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена, biggi66@mail.ru Иконникова Г.Ю. кандидат психологических наук, доцент , кафедра методов психологического познания, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ikonnikova@inbox.ru Королева Н.Н. доктор психологических наук, заведующая кафедрой, кафедра методов психологического познания, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
В статье описываются различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Показано, что образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, которые становятся источником коммуникативных
и познавательных потребностей, поиска способов социально-психологической адаптации, компенсации личностных затруднений. Этот процесс создает особые риски для подростковой социализации, адаптации, личностного развития. На основании анализа современных исследований раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния современных информационно-коммуникативных технологий на формирование подростковой идентичности. Распространение в Интернете больших объемов неконтролируемой информации не только создает «культурный хаос» и размывает культурную идентичность, но и способствует выработке умения конструировать виртуальную личность, что можно рассматривать как неотъемлемую часть становления личности в новом информационном обществе. Обосновываются направления психолого-педагогического сопровождения социализации подростков в условиях информационного общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная среда, современные подростки, идентичность, образ мира, развитие личности, сопровождение социализации, способы профилактики дезадаптации
Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в
виртуальном мире//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С.
3–21.
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181
с.
Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт
пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный
ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL:
http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2014).
Богдановская И.М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное
влияние на сознание современной молодежи//Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 23–35.
Богдановская И.М. Психологические механизмы трансформаций
традиционных мифологем в образе России современной молодежи// Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2011. № 142. С. 15–27.
Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль
информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков
// Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49–57.
Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных
сетях//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.
Горный Е. Онтология виртуальной личности// Бытие и язык: Сб. статей
по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт
экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт);
Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78–88.
Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового
возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения:
19.02.2015).
Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных
подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.ru. 2013. № 2. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml
(дата обращения: 19.02. 2015).
Кузнецова Т.Я. Чем грозит информационная грамотность: общество
знаний: плюсы и минусы// Мир библиографии. 2013. № 1. С. 2–4.
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.:
Канон-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 464 с.
Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в
диалоге культур/ Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев.
М.: Наука, 2010. С. 36–65.
Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор
социализации современных подростков// Мир психологии. 2010. № 3. С.
90–102.
Фурман И. Границы научности// Культиватор. 2010. № 2. С. 2–3.
Челышева И.В. Медиатекст и его прочтение//Медиаобразование. 2006. №
1. С. 102–104.
Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика,
коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of
Globalization. Minneapolis, 1996. 229 р.
Giddens A. Modernity and self-idenlity. Stanford univ. press, 1991.
256 p.