Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 1–11.
ISSN: 2074-5885 (online)

Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков

Богдановская И.М. кандидат психологических наук, доцент, кафедра методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена, biggi66@mail.ru
Иконникова Г.Ю. кандидат психологических наук, доцент , кафедра методов психологического познания, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ikonnikova@inbox.ru
Королева Н.Н. доктор психологических наук, заведующая кафедрой, кафедра методов психологического познания, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В статье описываются различные методологические подходы к пониманию современной глобальной информационно-коммуникативной среды. Показано, что образ мира подростков формируется под влиянием разнородных и разнонаправленных информационных потоков, которые становятся источником коммуникативных и познавательных потребностей, поиска способов социально-психологической адаптации, компенсации личностных затруднений. Этот процесс создает особые риски для подростковой социализации, адаптации, личностного развития. На основании анализа современных исследований раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния современных информационно-коммуникативных технологий на формирование подростковой идентичности. Распространение в Интернете больших объемов неконтролируемой информации не только создает «культурный хаос» и размывает культурную идентичность, но и способствует выработке умения конструировать виртуальную личность, что можно рассматривать как неотъемлемую часть становления личности в новом информационном обществе. Обосновываются направления психолого-педагогического сопровождения социализации подростков в условиях информационного общества.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная среда, современные подростки, идентичность, образ мира, развитие личности, сопровождение социализации, способы профилактики дезадаптации

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 3–21.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
  3. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.02.2014).
  4. Богдановская И.М. Мифы о России: конструктивное и деструктивное влияние на сознание современной молодежи//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 23–35.
  5.  Богдановская И.М. Психологические механизмы трансформаций традиционных мифологем в образе России современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 15–27.
  6. Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование.  2013. № 6. С. 49–57.
  7.  Войскунский А.Е. Альтернативная идентичность в социальных сетях//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.
  8. Горный Е. Онтология виртуальной личности// Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство, 2004. С. 78–88.
  9. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014.   № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml (дата обращения: 19.02.2015).
  10.   Кондрашкин А.В. Интернет в развитии современных подростков [Электронный ресурс] //  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 2.  URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61327.shtml (дата обращения:   19.02. 2015).
  11. Кузнецова Т.Я. Чем грозит информационная грамотность: общество знаний: плюсы и минусы// Мир библиографии. 2013. № 1. С. 2–4.
  12. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. М.: Канон-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 464 с.
  13. Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации// Россия в диалоге культур/ Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев.  М.: Наука, 2010. С. 36–65.
  14. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков// Мир психологии. 2010. № 3. С. 90–102.
  15. Фурман И. Границы научности// Культиватор. 2010. № 2. С. 2–3.
  16. Челышева И.В. Медиатекст и его прочтение//Медиаобразование. 2006. № 1. С. 102–104.
  17. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
  18. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. 229 р.
  19. Giddens A. Modernity and self-idenlity. Stanford univ. press, 1991. 256 p.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика