Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 80–88.
ISSN: 2074-5885 (online)

Проблемы понимания текстовой и символьной информации при обучении математике

Брагина О.И. магистрант , кафедра методики обучения математике и информатике факультета математики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, olgabragina1989@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Поставлена проблема понимания текстовых и символьных сообщений учащимися. Рассмотрена трактовка понятия «понимание» в философии и психологии. Подробно представлен психолингвистический аспект понятия. Предложена общая классификация проблем восприятия языка учащимися при обучении математике. Выделены две обширные категории проблем понимания языкового высказывания (проблемное восприятие непосредственно языковых кодов и некорректное восприятие контекста). Вводится понятие «обратимые конструкции», рассматриваются различные типы обратимых конструкций языка, встречающиеся в учебном материале по математике. Проведены аналогии, демонстрирующие схожесть обратимых конструкций естественного языка с конструкциями алгебраического материала. Автором составлена классификация обратимых конструкций. Обоснована важность изучения раскодирования обратимых конструкций учащимися. Выявлены свойства восприятия обратимых конструкций, определены условия их понимания. Обозначены дальнейшие пути исследования как создание эффективной методики по раскодированию обратимых конструкций (с применением учебного материала по алгебре).

Ключевые слова: понимание, восприятие языка, декодирование высказывания, обратимые конструкции, обучение математике

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Белянин В.П.  Психолингвистика. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с.
  2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: ДИК, 1999. 311 c.
  4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958.  378 с.
  5. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1998. 232 с.
  6. Кравцова Н.А.Катасонова А.В. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного  возраста [Электронный ресурс]//  Психологическая наука и образование  PSYEDU.ru  2011. № 2. URL:  http://www.psyedu.ru/authors/a2093.phtml  (дата обращения: 12.06.2014).
  7. Лурия А.Р.  Язык и сознание. Ростов н/Д.: Феникс,  1998. 416 с.
  8. Статников А.И. и др. Особенности понимания логико-грамматических конструкций при различных формах афазии / Статников А.И., Драгой О.В., Бергельсон М.Б., Искра Е.В., Маннова Е.М., Скворцов А.А.// Тезисы конференции «Когнитивная наука в Москве: новые исследования», 16 июня 2011 г./ Под ред. Е. В. Печенкова, М. В. Фаликман. М.: БукиВеди, 2001. С. 238-242.
  9. Хайдеггер М. Путь к языку. М.: Республика, 1993. 447 с.
  10. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский Дом, 2004.  242 с.
  11. Ясперс К. Общая психопатология. M.: Практика, 1997. 1056 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика