Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 56–68.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности временных перспектив старшеклассников в миграционно подвижном регионе (на примере Магадана)

Кузнецова С.А. кандидат психологических наук, Доцент , кафедра психологии, руководитель психологической службы Северо-Восточного государственного университета, Москва, Россия, snejana.mgdn@mail.ru
Орехова А.О. Выпускница, Россия, unusual_life@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Изучение временной перспективы личности с точки зрения культурно-деятельностного подхода предполагает учет не только особенностей ее формирования на каждом этапе онтогенеза, но и социальных условий, в которых находится личность. Согласно гипотезе проведенного исследования временная перспектива старшеклассников Магаданской области должна быть связана не только с профессиональным самоопределением (что специфично для возраста), но и с миграционными намерениями и установками. В исследовании приняли участие 286 старшеклассников Магадана. Методы исследования: анкета профессиональных перспектив и миграционных установок, опросник ZPTI Ф. Зимбардо, шкала миграционных установок личности С.А. Кузнецовой. Проверка гипотез с помощью t-критерия Стьюдента показала (при p<0,05), что ориентация на будущее у магаданских старшеклассников связана в большей степени с миграционными намерениями, чем с профессиональными планами. Отсутствие поддержки миграционных установок со стороны близких приводит старшеклассников Магадана к фиксации на негативном прошлом. Полученные результаты подтверждают необходимость продолжения исследований миграционных установок в рамках социальной психологии развития.

Ключевые слова: временная перспектива, профессиональное самоопределение, подростковый и юношеский возрасты, региональная специфика условий проживания, миграционная подвижность, миграционное намерение, миграционная установка

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Анализ миграционных намерений учащейся молодежи Магаданской области. Аналитический отчет по результатам социологического исследования. 2013 [Электронный ресурс]// URL:  //http://nauka.svgu.ru/content/Текущие-проекты/ (дата обращения 15.07. 2014).
  2. Жильцова О.Н. Особенности представлений о жизненных перспективах подростков, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис… канд. психол. наук. М., 2014. 28 с.
  3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь /Науч. ред. Ю.Б. Гатанов. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  4. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. C. 109–117.
  5. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. LIFELINE в школе, или как помочь детям справиться с «ударами судьбы» // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути /Сост. и общ. ред. А.А. Кроника; послесл. Е.И. Головахи. М.: Издат. группа «Прогресс»-«Культура», 1993. С. 43–59.
  6. Кузнецова С.А. Миграционные установки как специфический вид социальных установок//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 61–65.
  7. Кузнецова С.А., Кузнецов И.Ю., Фещенко А.В. Разработка шкалы миграционных установок личности//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014.  № 1. С. 83–90.
  8. Левин К. Теория поля в социальных науках / Ред. англ. изд. Д. Картрайт. СПб. : Сенсор, 2000. 368  с.
  9. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего//Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–66.
  10. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: Дис. … канд. психол. наук . М., 2007. 193 с.
  11. Моросанова В.И., Ванин А.В. Роль индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции при выборе профессии старшеклассниками [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 5(13). URL: http://psystudy.ru  (дата обращения: 31.07.2-14).  
  12. Николаева Н.Н. Влияние хронической болезни на психику / Под ред. Г.П. Барковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 167  с.
  13. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего /Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
  14. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: АНО «Центр “Развивающее образование”» МГППИ, 1999. 97 с.
  15. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2003 [Электронный ресурс] // URL:  www.rybakovsky.ru/migracia2c.html (дата обращения: 15.07. 2014).
  16. Сырцова А. Временная динамика временной перспективы личности: Автореф. дис.  … канд. психол. наук.  М., 2008. 24 c.
  17. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Автореф. дис…. д-ра психол. наук. М., 2010 [Электронный ресурс] //URL: psychlib.ru/mgppu.ru/disser/TolstihNN-2010/Tnr-a-053.htm (дата обращения 15.07. 2014).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс.Метрика