Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 142–153.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности этнической осведомленности дошкольников в условиях поликультурной образовательной среды Нальчика и Москвы

Назранова Л.Ж. Педагог- психолог, ГБОУ СОШ №668 им. Героя Советского Союза В.П.Кислякова дошкольное отделение детский сад №1485, Москва, Россия, gingo07@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Обосновывается необходимость учета культурных и воспитательных интересов представителей различных этносов и культур и знакомства детей дошкольного возраста с особенностями различных народов, взаимодействия с людьми с разными традициями. Описывается исследование этнической осведомленности детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения с поликультурной образовательной средой, в котором приняли участие 160 дошкольников в Нальчике и 49 детей в Москве. Все дети постоянно посещают дошкольные учреждения. Гендерный состав выборки был примерно равным. Возраст детей на момент проведения исследования составлял от 5 до 8 лет. Для изучения этнической осведомленности дошкольников городов Москвы и Нальчика был составлен авторский опросник из девяти вопросов, которые раскрывают представления дошкольников о различных этнокультурах, а также выявляют наличие или отсутствие знаний особенностей родной культуры. Исследование зафиксировало в целом средний уровень этнической осведомленности дошкольников, который характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными представлениями о традициях и особенностях различных народов, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении.

Ключевые слова: этническая осведомленность, процессы интеграции, дошкольное образование и воспитание, поликультурная среда дошкольных общеобразовательных учреждений

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Агапов О.Д. Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты. Казань: Познание, 2009. 56 с.
  2. Алиева Э.Ф. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала: Автореф.… канд. пед. наук. М.,  2009. 22 с.
  3. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009.  296 с.
  4. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю.  Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 2008.  78 с.
  5. Законодательные акты РФ в области образования и культуры.  М.: Ось-89, 2008.   34 с.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года  [Электронный  ресурс] // INFORMIKA/ ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: ГосНИИ ИТТ, 1997–2002.Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#1(дата обращения: 15.10.2014).
  7. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики// Психология и педагогика.  2009.  № 5.  С. 157–163.
  8. Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Материалы Третьей Международной научной конференции 24–25 мая 2012 г./Отв. ред. В.В. Гриценко; В 2 т. Т. 2. Смоленск: Маджента, 2012. С. 173–176.
  9. Потапова И.А. Психолого-педагогические основы формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. 198 с.
  10. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа,  2008. 22 с.
  11. Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.  521 с.
  12. Хухлаева О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е. Поликультурное образование: Учебник для бакалавров. М.:  Юрайт, 2014. 283 с.
  13. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров.  М.:  Юрайт, 2014. 333 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика