Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 1. С. 97–110.
ISSN: 2074-5885 (online)
Представления администраторов образовательных учреждений об одаренных учащихся
Попова Л.В. кандидат психологических наук, , профессор , кафедра психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия, vlasova13@yandex.ru Мешкова Н.В. кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, nmeshkova@yandex.ru
В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки школьных администраторов к организации работы с одаренными учащимися. Рассмотрен зарубежный опыт такой подготовки. Приведены результаты исследования представлений администраторов московских школ, которое было проведено сотрудниками Городского ресурсного центра одаренности ГБОУ ВПО МГППУ в рамках НИР по выявлению условий образовательной среды для одаренных учащихся. Результаты интервью и анкетирования представителей администрации 24 школ показали, что большинство администраторов в недостаточной степени осведомлены: 1) о том, что такое одаренность; 2) о спектре проблем, с которыми сталкиваются одаренные учащиеся. Выделяются задачи, основные направления и требования к подготовке администраторов образовательных учреждений, необходимые для целенаправленной организации работы с одаренными учащимися. Приводятся практико-ориентированные рекомендации по составлению программ подготовки администраторов образовательных учреждений.
Былинская Н.В. Обычный и одаренный ученики: имплицитные теории
личности в педагогическом сознании // Психология обучения. 2011. № 2. С.
96–109.
Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая
наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 5–10.
Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов,
утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 года [Электронный
ресурс] // URL:
http://президент.рф/news/14907
(дата обращения 13.10.2014).
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.:
Эпидавр, 1998. 744 с.
Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического
образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С.
41–57.
Мешкова Н.В., Кондратьев М.Ю. Системная работа в сфере образования с
одаренными детьми и подростками: социально-психологическая составляющая //
Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 5–25.
Панов В.И. Одаренность и одаренные дети: экопсихологический подход.
М.: Изд-во РУДН, 2005. 300 с.
Платунова Е.Ю. Материалы для организационной работы с одаренными
детьми // Практика административной работы в школе. 2012. № 4 (83). С.
28–30.
Попова Л.В. Образование одаренных: государственная политика
Европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С.
56–62.
Попова Л.В., Фи Тхи Хиеу. Представления об одаренности и
особенностях одаренных детей (на материале вьетнамской выборки) //
Преподаватель XXI век. 2011. № 3. С. 343–350.
Практика административной работы в школе. 2012. № 4 (83); 2013. № 1, № 2;
2014. № 5.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)» // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №
3. С.11–31.
Рабочая концепция одаренности: 2-е изд., расшир. и перераб. М., 2003
[Электронный ресурс] // URL:
http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm
(дата обращения 13.10.2014).
Рубцов В.В., Юркевич В.С. Теория и практика работы с одаренными
детьми // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1(26). С.
9–15.
Amabile T.M. Effects of external evaluation on artistic creativity
// Journal of Personality and Social Psychology, 1979. № 37. P. 221–233.
Balogh L. Programmes and practices of gifted education in Eastern
Europe and the Balkans // Gifted Development at Schools: Research and Practice/
L. Balogh, L. Toth (eds.). Debrecen: University of Debrecen, 2001. P.
57–69.
Confronting the Talent Crunch: 2008. A manpower Whitepaper. [Электронный
ресурс]// Milwaukee: Manpower, 2008. 20 p. URL:
http://www.manpowergroup.co.uk/media/39335/talentcrunch2008_whitepaper.pdf (
дата обращения 13.10.2014).
Gallagher J.J. Teaching the Gifted Child: 2-nd ed. Boston: Allyn and
Bacon, 1977. Chapter 10. 431 p.
Heller K.A., Finsterwald M., Ziegler A. Implicit theories of
mathematics and physics teachers on gender-specific giftedness and motivation
//Munich Studies of Giftedness / K.A. Heller (Ed.). Berlin: Lit Verlag, 2010.
P. 239–252.
Matthews D.J., Foster J.F. Mystery to Mastery: Shifting Paradigms in
Gifted Education // Roeper Review. 2006. Vol. 28. Issue 2. P. 64–69.
McCoach B.D., Siegle D. What predicts teachers’ attitudes toward the
gifted? // Gifted Child Quarterly. 2007. № 51 (3). P. 246–255.
Monks F., Pfluger R. Gifted education in 21 European Countries:
Inventory and perspective. Nijmegen: Radboud University, 2005. 172 p.
Preparing the next generation of STEM innovators. Identifying and
developing our Nation’s human capital. National Science Board. 2010
[Электронный ресурс] //
URL: http://www.nsf.gov/nsb/publications/2010/nsb1033.pdf (дата обращения
13.10.2014).
Reis S.M., Renzulli J.S. The Role and Responsibilities of the gifted
program coordinator // Roeper Review. 1988. Vol. 11. № 2. P. 66–72.
Rogers K.B. Lessons learned about educating the gifted and talented:
a synthesis of the research on educational practice // Gifted Child Quarterly.
2007. Vol. 51 (4). P. 382–396.
Sternberg R. J. Implicit theories of intelligence, creativity, and
wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. P.
607–627.
Toward Excellence in Gifted Education / J. Feldhusen (Ed.). Denver: Love
Publishing Company, 1985. 189 p.