Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 1. С. 111–121.
ISSN: 2074-5885 (online)
Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта
Саулина Е.Б. директор по развитию, методический консультант, Центр раннего развития «Яркий день», директор по развитию, Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», Санкт-Петербург, Россия, katerinasaulina12@gmail.com
Представлены результаты исследования факторов возрастной динамики интеллектуальных способностей когнитивно одаренных подростков, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы и интересов. Описывается эмпирическая проверка гипотезы о наличии специфики полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с высоким IQ. В группу исследования вошли 249 подростков (Санкт-Петербург) в возрасте 14–17 лет, в том числе: 132 подростка с высоким IQ – 81 девочка и 51 мальчик, 117 подростков со средним IQ – 66 девочек и 51 мальчик. Интеллектуальные показатели (11 способностей – пространственные, вербальные, математические, память) измерены тестом «УИТ», интересы – биографической анкетой. Математическая обработка данных произведена с помощью SPSSStatistics 20. По результатам исследования половой диморфизм способностей проявился у подростков с высоким IQ: девочки превосходят мальчиков в вербальных (р=0,001), пространственных (р=0,05), мнестических способностях (р=0,001), а также в общем IQ (р=0,05); мальчики превосходят девочек в математических способностях (р=0,001). У подростков со средними IQ различий не выявлено. Различия показателей IQ у мальчиков и девочек с высоким IQ оказались сходными со структурой различий их интересов. Высказано предположение об особенной «чувствительности» развития способностей подростков с высоким IQ к структуре интересов.
Ключевые слова: интеллектуальные способности, половой диморфизм, когнитивная одаренность, подростки, высокий интеллект, IQ
Александров А.А. Психогенетика: Учеб.
пособие. СПб.: Питер, 2004. 192 с.
Батурин Н.А., Курганский Н.А. Универсальный
интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М): Руководство. СПб.–Челябинск: Челябинский Дом
печати, 2003. 56 c.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер,
2000. 512 с.
Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития/
Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2003. 200 с.
Полунина А.Г., Брюн Е.А. Интеллект и
биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в
норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью //Русский
журнал. 2010. Т. 5. № 3. С. 3–16.
Саулина Е.Б. Социальная ситуация развития
интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга // Материалы региональной
научно-практической конференции. Одаренные дети: проблемы, перспективы,
развитие. СПб: СПбАППО, 2009. С. 379–381.
Судаков К.В. Системные основы интеллекта
[Электронный ресурс]//Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша
Российской академии наук. 2000. URL: www.keldysh.ru/pages/BioCyber/
RT/PapInf/Sudakov.htm (дата обращения: 25.05.2014).
Туник Е.Е. Тест интеллекта Р. Амтхауэра: анализ и
интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 94 с.
Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное
исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2. С.
120–127.
Chipman S.F., Thomas V.G. Theparticipation of women
and minorities in mathematical, scientific and technical fields // Rothkopf
E.Z. (Ed.). Review of research in education. Vol. 14. Washington: American
Educational Research Association, 1987. P. 387–429.
Freeman J. Environment and high IQ – a
consideration of fluid and crystallized intelligence // Personality and
Individual Differences.1983. Vol. 4. № 3. P. 307–313.
Grossi D. et al. Sex differences in children's
spatial and verbal memory span // Cortex. 1979. Vol. 15. № 4. Р. 667–670.
Lubinski D., Benbow C.P. The study of
mathematically precocious youth: the first three decades of a planned 50-year
study of intellectual talent // Subotnik R.F., Arnold K.D. (Eds.) Beyond
Terman: Contemporary Longitudinal Studies of Giftedness and Talent. Norwood,
NJ: Ablex. 1994. P. 255–281.
Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex
Differences. Stanford: Stanford Univesity Press, 1974. 634 p.
Neisser U. et al. Intelligence: Knowns and unknowns
//American psychologist. 1996. Т. 51. №. 2. P. 77–101.