Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 111–121.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта

Саулина Е.Б. директор по развитию, методический консультант, Центр раннего развития «Яркий день», директор по развитию, Центр тренинга и консультирования «12 коллегий», Санкт-Петербург, Россия, katerinasaulina12@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты исследования факторов возрастной динамики интеллектуальных способностей когнитивно одаренных подростков, а именно проявления полового диморфизма их интеллектуальной сферы и интересов. Описывается эмпирическая проверка гипотезы о наличии специфики полового диморфизма интеллектуальных способностей подростков с высоким IQ. В группу исследования вошли 249 подростков (Санкт-Петербург) в возрасте 14–17 лет, в том числе: 132 подростка с высоким IQ – 81 девочка и 51 мальчик, 117 подростков со средним IQ – 66 девочек и 51 мальчик. Интеллектуальные показатели (11 способностей – пространственные, вербальные, математические, память) измерены тестом «УИТ», интересы – биографической анкетой. Математическая обработка данных произведена с помощью SPSSStatistics 20. По результатам исследования половой диморфизм способностей проявился у подростков с высоким IQ: девочки превосходят мальчиков в вербальных (р=0,001), пространственных (р=0,05), мнестических способностях (р=0,001), а также в общем IQ (р=0,05); мальчики превосходят девочек в математических способностях (р=0,001). У подростков со средними IQ различий не выявлено. Различия показателей IQ у мальчиков и девочек с высоким IQ оказались сходными со структурой различий их интересов. Высказано предположение об особенной «чувствительности» развития способностей подростков с высоким IQ к структуре интересов.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, половой диморфизм, когнитивная одаренность, подростки, высокий интеллект, IQ

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Александров А.А. Психогенетика: Учеб. пособие.  СПб.: Питер, 2004.  192 с.
  2. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ-М): Руководство. СПб.–Челябинск: Челябинский Дом печати, 2003. 56 c.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.:  Питер, 2000. 512 с.
  4. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития/ Под  ред. А.А. Крылова, Л.А. Головей.  СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 200 с.
  5. Полунина А.Г., Брюн Е.А. Интеллект и биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью //Русский журнал.  2010.  Т. 5.  № 3. С. 3–16.
  6. Саулина Е.Б. Социальная ситуация развития интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга // Материалы региональной научно-практической конференции. Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. СПб: СПбАППО, 2009. С. 379–381.
  7. Судаков К.В. Системные основы интеллекта [Электронный ресурс]//Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша Российской академии наук. 2000. URL: www.keldysh.ru/pages/BioCyber/ RT/PapInf/Sudakov.htm (дата обращения: 25.05.2014).
  8. Туник Е.Е. Тест интеллекта Р. Амтхауэра: анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2009. 94 с.
  9. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности  // Вопросы психологии. 1991.  № 2.  С. 120–127.
  10. Chipman S.F., Thomas V.G. Theparticipation of women and minorities in mathematical, scientific and technical fields // Rothkopf E.Z. (Ed.). Review of research in education. Vol. 14. Washington: American Educational Research Association, 1987. P. 387–429.
  11. Freeman J. Environment and high IQ – a consideration of fluid and crystallized intelligence // Personality and Individual  Differences.1983. Vol. 4. № 3. P. 307–313.
  12. Grossi D. et al. Sex differences in children's spatial and verbal memory span // Cortex. 1979. Vol. 15. № 4. Р. 667–670.
  13. Lubinski D., Benbow C.P. The study of mathematically precocious youth: the first three decades of a planned 50-year study of intellectual talent // Subotnik R.F., Arnold K.D. (Eds.) Beyond Terman: Contemporary Longitudinal Studies of Giftedness and Talent. Norwood, NJ: Ablex. 1994. P. 255–281.
  14. Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Psychology of Sex Differences. Stanford: Stanford Univesity Press, 1974. 634 p.
  15. Neisser U. et al. Intelligence: Knowns and unknowns //American psychologist. 1996.  Т. 51. №. 2.  P. 77–101.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика