Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 1. С. 165–177.
ISSN: 2074-5885 (online)
Роль отношения наставника к студенту-практиканту в формировании профессиональной компетентности будущего педагога
Савин Е.Ю. кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Москва, Россия, evg.y.savin@gmail.com
При помощи шкалы оценки частоты воспринимаемых действий студенты после педагогической практики (N=87) оценили воспринимаемое отношение к ним учителя-наставника и университетского методиста по четырем категориям: эмоциональная поддержка, когнитивная поддержка, стимуляция инициативы, контроль и оценка. Кроме того студенты заполнили опросник «Самооценка педагогического мышления», позволяющий оценить особенности их педагогического мышления по двум параметрам: склонность к импровизации и самооценка опытности. Выявлено, что существует различие в оценке воспринимаемого студентами отношения к ним учителя-наставника и университетского методиста: последний воспринимается как менее влиятельная фигура по всем категориям оценки (р < 0,01). Вместе с тем наблюдалась только одна значимая связь между воспринимаемым студентами отношением наставника и особенностями педагогического мышления: эмоциональная поддержка методиста положительно коррелирует с самооценкой опытности (p=0,007). Таким образом, есть расхождение между субъективной оценкой степени влияния наставника и косвенной оценкой вклада взаимодействия с ним в развитие компетентности студента.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель-наставник, университетский методист, студент-педагог, педагогическая практика
Багдасарян А.А. Система развивающего взаимодействия «учитель –
наставник – студент» как фактор профессионального становления будущего
учителя: Дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2006. 250 c.
Волосович Л.В. Роль института «наставников» в организации практики
студентов педагогических колледжей Канады // Среднее профессиональное
образование. 2008. № 5. С. 81–82.
Вьюнова Н.И., Кунаковская Л.А. Руководитель педагогической практики
студентов: проблемы и перспективы роста // Высшее образование в России. 2009. №
8. С. 121–126.
Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического
образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №
3. С. 41–57.
Савин Е.Ю. Методика изучения склонности к педагогической
импровизации и самооценки опытности: конструирование и апробация [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50287.shtml (дата обращения:
26.09.2014).
Beck C., Kosnik C. Components of a good practicum placement: student
teacher perceptions // Teacher Education Quarterly. 2002. Vol. 29. № 2.
P. 81–98.
Borko H., Mayfield V. The roles of the cooperating teacher and
university supervisor in learning to teach // Teaching and Teacher Education.
1995. Vol. 11. № 5. P. 501–518. doi: 10.1016/0742-051X(95)00008-8.
Boschee F., Prescott D.R., Hein D.D. Do cooperating teachers
influence the educational philosophy of student teachers? // Journal of Teacher
Education. 1978. Vol. 29. № 2. P. 57–61. doi: 10.1177/002248717802900219.
Byrd D., Fogleman J. The role of supervision in teacher development
// Supervising Student Teachers /A. Cuenca (Ed.). Rotterdam, The Netherlands:
Sense Publishers, 2012. P. 191–210. doi: 10.1007/978-94-6209-095-8_13.
Clarke A., Triggs V., Nielsen W.Cooperating teacher participation in teacher
education: A review of the literature // Review of Educational Research.
2014. Vol. 84. № 2. P. 163–202. doi: 10.3102/0034654313499618.
Friebus R.J. Agents of socialization involved in student
teaching // The Journal of Educational Research. 1977. Vol. 70. № 5. Р.
263–268.
Hamman D. et al. Pedagogical influence of interaction with
cooperating teachers on the efficacy beliefs of student teachers/ Hamman D.,
Olivárez A., Lesley M., Button K., Chan Y., Griffith R., Elliot S.// The
Teacher Educator. 2006. Vol. 42. № 1. P. 15–29. doi:
10.1080/08878730609555391.
Horowitz M. Student-teaching experiences and attitudes of student
teachers // Journal of Teacher Education. 1968. Vol. 19. № 3. P. 317–324.
doi: 10.1177/002248716801900308.
Johnson J. Change in student teacher dogmatism // Journal of
Educational Research. 1969. Vol. 62. № 5 Р. 224–226.
Karmos A.H., Jacko C.M. The role of significant others during the
student teaching experience // Journal of Teacher Education. 1977. Vol. 28. №
5. P. 51–55. doi: 10.1177/002248717702800519.
Manning D.T. The influence of key individuals on student teachers in
urban and suburban settings // The Teacher Educator. 1977. Vol. 13. № 2. P.
2–8. doi: 10.1080/08878737709554662.
Metcalf K.K. The supervision of student teaching: A review of
research // The Teacher Educator. 1991. Vol. 26. № 4. P. 27–42. doi:
10.1080/08878739109554988.
Price R.D. The influence of supervising teachers // Journal of
Teacher Education. 1961. Vol. 12. № 4. P. 471–475. doi:
10.1177/002248716101200418.
Sayeski K.L., Paulsen K.J. Student teacher evaluations of
cooperating teachers as indices of effective mentoring // Teacher
Education Quarterly. 2012. Vol. 39. № 2. P. 117–130.
Seperson M.A., Joyce B.R. Teaching styles of student teachers as
related to those of their cooperating teachers // Educational Leadership.
1973. Vol. 31. № 2. P. 146–151.
Weaver A.M., Segrest B. Dogmatism of teachers and their supervising
teachers // The High School Journal. 1985. Vol. 68. № 3. P. 129–134.