Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 122–130.
ISSN: 2074-5885 (online)

Влияние факторов доступности и позитивности этнической категории на межгрупповое восприятие

Тарасов К.О. аспирант кафедры этнопсихологии, Московский городской психолого-педагогический университет, факультет социальной психологии, Москва, Россия, dr-bmx@mail.ru
Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, huhlaev@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

В основе статьи – теория социальной идентичности Г. Тэджфела, Дж. Тернера и факторы, составляющие социальную идентичность, которые описаны в работах О.А. Гулевич. Исследуется влияние факторов доступности и позитивной эмоциональной окраски на этническую категоризацию. Изучается возможность при помощи стимулирующего материала повысить вероятность активации этнической категоризации у московских школьников. В частности – возможность повлиять на социальную категоризацию школьников с помощью предоставления им печатного материала, который содержит доступную эмоциональную окраску, способствующую выбору этнической категории как основной в методике «Четвертый лишний». Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе проверялась гипотеза о значимости фактора доступности этнической категории путем предъявления обучающимся статьи об иноэтничных мигрантах, написанной в нейтральных тонах. На втором этапе исследования был добавлен материал, описывающий негативный образ мигранта, и респонденты получали возможность позитивной оценки собственной этнической группы за счет предъявляемого отрицательного образа другой этнической группы. В исследовании приняли участие 63 обучающихся московских школ в возрасте 12–15 лет: 27 подростков мужского пола и 36 подростков женского пола. Исследование показало, что одного лишь фактора доступности недостаточно для активации этнической категоризации, но при наличии фактора позитивности собственной ингруппы, в сравнении с аутгруппой, частота активации этнической категории становится выше. То есть наличие фактора позитивности ингруппы, в сравнении с аутгруппой, в большей мере способствует активации этнической категории в ситуации межгруппового взаимодействия на уровне статистической значимости.

Ключевые слова: социальная категоризация, этническая идентичность, фактор доступности, фактор позитивности

Рубрика: Социальная психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Gulevich O.A. Mezhgruppovaya differentsiatsiya: usloviya vozniknoveniya i posledstviya [Intergroup differentiation: conditions of emergence and consequence]. In Belinskaya E.P. (eds.) Sotsial'naya psikhologiya: aktual'nye problemy issledovanii. Sbornik nauchnykh trudov [Social psychology: actual problems of researches]. Moscow: Fond L. S. Vygotskogo, 2007, pp. 97–142.
  2. Gulevich O.A. Psikhologiya mezhgruppovykh otnoshenii [Psychology of the intergroup relations]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institute, 2007. 432 p.
  3. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V. Sotsial'naya identichnost' lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya: Monografiya [Social identity of the personality: contents, structure, formation mechanisms: Monograph]. Saint Petersburg : RGPU im. A. I. Gertsena, 2008, pp. 8–47
  4. Stepanova G.S. Osobennosti etnicheskoi identichnosti russkikh: problemy i perspektivy issledovaniya [Features of ethnic identity of Russians: problems and prospects of research]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society],  2012, no. 4, pp. 41–52. (In Russ., abstr. in Engl.).
  5. Abrams, D., Hogg, M.A. Comments on the motivational status of self-esteem in social identity and intergroup discrimination. European Journal of Social Psychology, 1988. Vol. 18, pp. 317–334
  6. Tarrant M., Dazeley S., Cottom T. Social categorization and empathy for outgroup members. British Journal of Social Psychology, 2009. Vol. 48, pp. 427–446.
  7. Turner J. C. Towards a cognitive redefinition of the social group. Social identity and intergroup relations. Cambridge, UK: Cambridge University Press and Paris: Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1982, pp. 15–40.

 

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика