Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 48–55.
ISSN: 2074-5885 (online)

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников

Заречная А.А. Старший преподаватель , дошкольная кафедра факультета Психология образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, anego@bk.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассматривается формирование коммуникативной компетентности у младших школьников в процессе выполнения совместной учебной задачи. Показана актуальность представленной проблемы в условиях внедрения Федеральных стандартов образования (ФГОС) в систему общего образования. Описаны данные экспериментально-формирующего исследования с использованием групповых занятий, направленных на создание коллективно-распределенной учебной среды (КРУС) на занятиях по предмету «Окружающий мир» у учеников I и II классов. Показано, что в экспериментальной группе после специально организованных занятий с выполнением заданий в парах и мини-группах у школьников растут показатели взаимного контроля, умения договариваться, повышается понятность высказываний. Полученные данные подтвердили предположение о том, что в специально организованной учебной среде учебное сотрудничество формируется значительно более успешно.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, взаимодействие, учебное сотрудничество, учебная задача, коллективно-распределенная учебная среда, младшие школьники

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992.  № 3–4. С. 14–19.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.  М.: Просвещение, 2008.  151 с.
  3. Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход.  М.: МГППУ, 2008.  416 с. URL:http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73234(дата обращения: 26.01.2015).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] //Федеральные государственные образовательные стандарты.  Москва: Институт стратегических исследований в образовании РАО.  URL:http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/(дата обращения: 26.01.2015).
  5. Хутoрскoй А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдoс».2005.URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm(дата обращения: 26.01.2015).
  6. Цукерман Г.А. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии.1983.  №4.  С. 46–54.
  7. Group work in elementary science: Towards organizational principles for supporting pupil learning / Ch.Howe (Ed.)// Learning and Instruction.  2007. Vol. 17. P. 549–563.
  8. Perret-Clermont A.N. Social Interaction and Cognitive Development in Children.L.:Academic Press, 1980. P. 815–820.
  9. Yvon F., Chaiguerova L.A., Newnham,D.S. Vygotsky under debate: two points of view on school learning // Psychology in Russia: State of the Art, 2013. № 6(2). P. 32–43. doi:  10.11621/pir.2013.0203

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика