Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 2. С. 14–23.
ISSN: 2074-5885 (online)
Подготовка бакалавров-психологов: неопределенность целеполагания, риски и возможности их преодоления
Чиркова Т.И. доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и организационной психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия, tm.ch@mail.ru
Анализируются неопределенность целеполагания в подготовке бакалавров-психологов к работе в социальной сфере, структура компетенций, критерии итоговой аттестации выпускников. Представлено описание в учебных программах рисков при отборе содержания и дидактических технологий: отсутствие принципов различия содержания академического и прикладного бакалавриата; риск «клипового» формата обучения студентов из-за дефицита времени на освоение ими содержания учебных дисциплин; риск «скрытого брака» в развитии у выпускников профессионально важных качеств. Контурно обозначена методология преодоления этих рисков: реализация принципа единства «философии практики» и психологической науки; стандарт деятельности психолога – основа отбора содержания и дидактики профессиональной подготовки психологов; соблюдение принципа интеграции наук о человеке как функциональном элементе социальной системы, свободной и суверенной личности, организме.
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл,
2003. 240 с.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //
Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. I: Вопросы теории и истории психологии.
М.: Педагогика, 1982. 436 с.
Гребнев Л.С. Присоединение России к Болонскому процессу во многом
оказалось формальным // Нижегородское образование. 2011. № 3. С. 6–9.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика,
1986. 240 с.
Забродин Ю.М., Леонова О.И., Волошина И.А. О разработке
профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии
(деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №
3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Zabrodin_Leonova_Voloshina.phtml (дата
обращения: 11.04.2015).
Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. К вопросу о необходимости разработки
стандарта профессиональной переподготовки по специальности
«Практическая психология» // Вестник практической психологии образования. 2011.
№ 4. C. 100–106.
Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или
психологическая традиция? // Вопросы психологии. 2007. № 6. С.11–20.
Корнилова Т.В. «Толерантность к неопределенности и интеллект как
предпосылка креативности» // Вопросы психологии. 2010. № 5. С.
3–13.
Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных
образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии
с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации
деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 2. С. 1–18. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения:
17.06.2015).
Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в
Минюсте России 15.10.2014 № 34320) [Электронный ресурс] //URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164.
Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании
образовательных программ Уральского Федеративного университета. Екатеринбург:
ООО «Издательский Дом «Ажур», 2012. 24
с.
Рубцов В.В. О разработке профессиональных стандартов работников
образования и социальной сферы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/ot_redaktora.phtml
(дата обращения: 11.04.2015).
Чиркова Т.И. Методологические основы психологии: Учебное пособие к
практическим и семинарским занятиям для студентов психологических
факультетов. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. 416 с.
Чиркова Т.И. Психология разрушения: Монография. М.:
ИНФРА-М, 2015. 192 с.
Чиркова Т.И., Кочнева Е.М. Фактор неопределенности в высшем
образовании: контуры проблемы // Известия РАО. 2011. №
2. С. 114–125.