Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 2. С. 24–34.
ISSN: 2074-5885 (online)

Метакогнитивный мониторинг знания в условиях оценки учебных достижений

Фомин А.Е. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования факультета психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (ФГБОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского), Калуга, Россия, fomin72-72@mail.ru
Павленко А.В. студентка IV курса, факультет психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (ФГБОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковского), Калуга, Россия, naztazi@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза о влиянии ситуации оценки учебных достижений на метакогнитивный мониторинг решения тестов предметных знаний учащимися. На выборке из 47 человек (21 девушка, 26 юношей; средний возраст – 15,5 лет) показано, что характеристики метакогнитивного мониторинга (уверенность в решении и точность метакогнитивных суждений) различаются в ситуации оценки учебных достижений и в том случае, если такая ситуация отсутствует. Обнаружено, что учащиеся с низким и высоким уровнем мотивации достижения демонстрируют различные показатели метакогнитивного мониторинга в ситуации наличия или отсутствия оценки учебных достижений (p<0,05). Рассмотрены вопросы использования полученных данных и выводов в общепсихологических и психолого-педагогических исследованиях метапознания, а также в педагогической практике.

Ключевые слова: когнитивная психология образования, метапознание, метакогнитивный мониторинг, тесты знаний

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Савин Е.Ю. Фомин А.Е. Когнитивная психология образования: аудитория как лаборатория // Психология в вузе. 2013. № 3. С. 67–83.

  2. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Когнитивные и личностные факторы уверенности в знании конкретной предметной области // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 396–403.

  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

  4. Фомин А.Е., Добржанская Е.А. Влияние количества правильных ответов в пункте теста знаний на метакогнитивный мониторинг решения тестовых заданий // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 82–91.

  5. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В.Г. Русская версия общей шкалы самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.

  6. Bol L., Hacker D.J. A comparison of the effects of practice tests and traditional review on performance and calibration //The Journal of Experimental Education. 2001. Vol. 69. №. 2. P. 133–151.

  7. Carroll M. Metacognition in the classroom // Handbook of Metamemory and Memory /   J. Dunlosky, R.A. Bjork (Eds.). N.Y.: Psychology Press, 2008. Р. 411–427.

  8. Hacker D.J., Bol L., Keener M.C. Metacognition in education: A focus on calibration // Handbook of  Metamemory and Memory /  J. Dunlosky, R.A.  Bjork (Eds.). N.Y.: Psychology Press, 2008. P. 429–455.

  9. Maki R.H. Test predictions over text material // Metacognition in Educational Theory and Practice /  D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser (Eds.). NJ.: Erlbaum, 1998. Р. 117–144.

  10. Nelson T.O., Dunlosky J. When people’s judgments of learning (JOLs) are extremely accurate at predicting subsequent recall: The «delayed – JOL effect» // Psychological Science. 1991. Vol. 2. Р. 267–270.

  11. Nietfeld J.L., Cao L., Osborne J.W. Metacognitive monitoring accuracy and student performance in the postsecondary classroom // The Journal of Experimental Educational. 2005. Vol. 74. № 1. P. 7–28.

  12. Zohar A., Dori Y.J. Introduction // Metacognition in Science Education: Trends in Current Research (Contemporary Trends and Issues in Science Education) /A. Zohar, Y.J. Dori (Eds.). N.Y.: Springer, 2012. P. 1–20.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика