Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 2. С. 134–144.
ISSN: 2074-5885 (online)

Обзор зарубежных и отечественных психофизиологических исследований музыкальных способностей новорожденных

Гаврилова А.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ), Москва, Россия, s2sh2@freemail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлен обзор зарубежных и отечественных психофизиологических исследований, посвященных проблеме музыкальных способностей новорожденных. Рассмотрены аспекты сформированности задатков музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического) и метроритмического чувства. В результате проведенных исследований у младенцев были выделены: способность обнаружения и угасания звука; способность к автоматическому выявлению повторяющихся звуковых последовательностей; категоризация звукового окружения; семантические аспекты музыкального восприятия, которые получают интенсивнейшее развитие в первые месяцы жизни. Новейшие методы диагностики, такие как магнитоэнцефалография и оптическая томография, позволяют непосредственно подойти к разрешению проблемы формирования музыкальных способностей в раннем онтогенезе.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, ранний возраст, музыкальные способности детей

Рубрика: Психология творчества и одаренности

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
  2. Кушнеренко Е.В. Когнитивное развитие ребенка в первый год жизни: поведенческие и электрофизиологические методы исследования // От нейрона к сознанию / Под ред. И.Ю. Павлова СПб.: издательство ? 2009. С. 111—133.
  3. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176 с.
  4. Шестакова А.Н. и др.   Магнитоэнцефалография и оптическая томография – новейшие методы исследования когнитивного развития младенцев и детей младшего возраста / Шестакова А.Н.,  Осадчий  А.Е., Кравценюк  О.В., Ключарев В.А.  // От нейрона к сознанию / Под ред. И.Ю. Павлова СПб.: издательство ?2009. С. 134—150.
  5. Háden GP. at al. Timbre –independent extraction of pitch in newborn infants / Háden GP., Stefanics G., Vesergaard M.D., Denham S.L., Sziller I.,  Winkler I. // Psychophysiology. 2009. № 46 (1). P. 69–74.
  6. Huotilainen M., Shestakova A., Hukki J. Using magnetoencephalography in assessing auditory skills in infants and children // International Journal of Psychophysilogy. 2008. Vol. 68. P.123–129.
  7. Novitski N. at al.  Neonatal frequency discrimination in 250—4000 Hz range: Electrophysiological evidence/Novitski N., Huotilainen M., Tervaniemi M., Naatanen R., Fellman V.// Clinical Neurophysiology. 2007. Vol. 118. P. 412–419.
  8. Perani D., Saccuman M.C.,  Scifo P. at al. Functional specializations for music processing in the human newborn brain [Электронный ресурс] // Proceeding of the National Academy of Sciences USA 2010. Vol.  107. № 10. P. 4758–4763. // URL: http://www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.0909074107 (дата обращения 26.06.2014).
  9. Ruusuvirta T. at al.  Newborn human brain identifies repeated auditory feature conjuctions of low sequential probability / Ruusuvirta T., Huotilainen M., Fellman V., Naatanen R. // European journal of Neuroscience. 2004. Vol. 20. P. 2819—2921.
  10. Sambeth А. at al. Newborns discriminate novel from harmonic sounds: a study using magnetoencephalography / Sambeth А., Huotilainend М., Kushnerenko Е., Fellmangh V., Pihko E.// Clinical Neurophysiology. 2006. № 117 (3). P. 496—503.
  11. The Newborn Brain: Neuroscience and Clinical Applications / Ed. by H. Lagercrantz et al. Cambridge University Press, 2010. 412 p.
  12. Trainor L.J., Heinmiller B.M. The development of evaluative responses to music: Infants prefer to listen to consonance over dissonance // Infant Behaviour Development. 1998. Vol. 21. P. 77–88.
  13. Winkler I. at al. Newborn infants detect the beat in music  / Winkler I., Háden GP., Ladinig O., Sziller I., Honing H. // Proceeding of the National Academy of Sciences USA. 2009. Vol. 106. P. 2468–2471.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика