Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 2. С. 72–82.
ISSN: 2074-5885 (online)

Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов

Костюченко Е.В. доктор психологических наук, доцент кафедры индустрии моды, Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев, Украина, fiton1@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Анализируются продукты художественно-графической и вербальной деятельности, объективные показатели актуализации образа мира у студентов разных специальностей и курсов Киевского национального университета культуры и искусств на основе выделения доминирующих дихотомных признаков, критериев взаимосвязанных составляющих образа мира (физическая, когнитивная, психосоматическая, эмоциональная и социальная). Количественно сопоставлена представленность обозначенных характеристик во всех рисунках (группа 1  1438 студентов) и в выделенной группе рисунков студентов, доминирующим каналом вербальной репрезентации образа мира которых является перцептивный (группа 2  145 студентов). Выявлены показатели полифункциональности перцептивной репрезентации, категории композиции в отображении различных компонентов образа мира: органичность, целостность и согласованность формы, пропорциональность и пластичность, структурированность. Замечено, что перцептивный образ мира как эталонный образ отображается в виде композиционной целостности, корректирует все другие образы, сказывается на особенностях их проявлений в изобразительной деятельности, имеет личностный смысл, характеризующий отношение индивида к миру.

Ключевые слова: образ мира, перцепция, перцептивные составляющие, полифункциональность

Рубрика: Психология развития

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 73–85.
  2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.  М.: Смысл, 1999. 350 с.
  3. Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 114-119.
  4. Дружинин В.И. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368 с.
  5. Кричевский А. Образ Абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009. 199 с.
  6. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга // Интуиция, логика, творчество / Под ред. М.И. Панова. М.: Наука, 1987. С. 36-54.
  7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителей. М.: Наука, 1989. 239 с.
  8. Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной ассиметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины.  Уфа: Башкирский Гос. мед. университет, 1997. С. 44-63.
  9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 216 с.
  10. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 231 с.
  11. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація образу світу у вербальній продукції студентів // Актуальні проблеми психології: Зб. наук. пр. Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України. К.: Фенікс, 2012. Т.ХІІ. Психологія творчості.  Вип. 15. Частина І.   С. 195-203.
  12. Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація світу як психологічна проблема // Актуальні проблеми  психології: Проблеми психології творчості: Зб. наук. пр. / За ред. В.О. Моляко.  Т. 12. Вип. 13. К.: Фенікс, 2011.  С. 237-245.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика