Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 2. С. 72–82.
ISSN: 2074-5885 (online)
Полифункциональность перцептивного отображения различных компонентов образа мира у студентов
Костюченко Е.В. доктор психологических наук, доцент кафедры индустрии моды, Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев, Украина, fiton1@mail.ru
Анализируются продукты художественно-графической и вербальной деятельности, объективные показатели актуализации образа мира у студентов разных специальностей и курсов Киевского национального университета культуры и искусств на основе выделения доминирующих дихотомных признаков, критериев взаимосвязанных составляющих образа мира (физическая, когнитивная, психосоматическая, эмоциональная и социальная). Количественно сопоставлена представленность обозначенных характеристик во всех рисунках (группа 1 1438 студентов) и в выделенной группе рисунков студентов, доминирующим каналом вербальной репрезентации образа мира которых является перцептивный (группа 2 145 студентов). Выявлены показатели полифункциональности перцептивной репрезентации, категории композиции в отображении различных компонентов образа мира: органичность, целостность и согласованность формы, пропорциональность и пластичность, структурированность. Замечено, что перцептивный образ мира как эталонный образ отображается в виде композиционной целостности, корректирует все другие образы, сказывается на особенностях их проявлений в изобразительной деятельности, имеет личностный смысл, характеризующий отношение индивида к миру.
Ключевые слова: образ мира, перцепция, перцептивные составляющие, полифункциональность
Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и
психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 73–85.
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Смысл,
1999. 350 с.
Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления //
Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 114-119.
Дружинин В.И. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
368 с.
Кричевский А. Образ Абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ
РАН, 2009. 199 с.
Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга // Интуиция, логика,
творчество / Под ред. М.И. Панова. М.: Наука, 1987. С. 36-54.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для
учителей. М.: Наука, 1989. 239 с.
Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация
психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной ассиметрии
полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа: Башкирский
Гос. мед. университет, 1997. С. 44-63.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. 216 с.
Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности
психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 231 с.
Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація образу світу у вербальній
продукції студентів // Актуальні проблеми психології: Зб. наук. пр. Інституту
психології імені Г.С.Костюка НАПН України. К.: Фенікс, 2012. Т.ХІІ. Психологія
творчості. Вип. 15. Частина І. С. 195-203.
Костюченко О.В. Перцептивна репрезентація світу як психологічна
проблема // Актуальні проблеми психології: Проблеми психології творчості:
Зб. наук. пр. / За ред. В.О. Моляко. Т. 12. Вип. 13. К.: Фенікс,
2011. С. 237-245.