Психологическая наука и образование psyedu.ru 2015. Том 7. № 2. С. 110–121.
ISSN: 2074-5885 (online)
Совместная игра старших дошкольников с атипичным и нормативным развитием в инклюзивной группе детского сада
Львова А.Д. выпускник кафедры возрастной психологии факультета психология образования, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, Alexandra.lvova@gmail.com Котляр И.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (ГБО ВПО «Университет "Дубна"»), Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com
В статье ставится проблема анализа совместной игры детей с атипичным и нормативным развитием в условиях инклюзивной группы детского сада. В эмпирическом исследовании была использована модификация методики анализа игровой деятельности Е.О.Смирновой и И.А.Рябковой [14]. Выборку составили 92 дошкольника (49 детей в возрасте 5,5-7,2, посещающие старшую группу. У 21 ребенка - особенности развития, такие как нарушение аутистического спектра, синдром Дауна, ДЦП и 43 ребенка в возрасте 6,1-7,5 лет, посещающие подготовительную группу. У 22 детей - особенности развития. Все дети посещают инклюзивный детский сад в г. Москве. Описано и проанализировано всего 63 игры, инициированных детьми. Анализировались длительность игр, проявления игровой инициативы, принятие на себя игровых ролей, особенности производимых игровых действий и др. Выявлены различия в уровнях развития игры у детей с нормативным развитием и у детей с особенностями в развитии. Обнаружено, что в совместной игре уровни игры детей-участников могут отличаться. На протяжении одной игры ее уровень у одного ребенка может меняться. Обосновано предположение, что совместная игра является условием создания зоны ближайшего развития для игр детей-участников.
Ключевые слова: игра, теории игры, структура игры, ролевая инициатива, уровень развития игры, роль, инклюзия, зона ближайшего развития, игра ребенка с нормативным развитием, игра ребенка с нарушенным развитием
Бажанова Т.В., Эльконинова Л.И. Форма и материал сюжетно-ролевой
игры дошкольников // Культурно-историческая психология. 2007.
№2.
C. 2–11.
Басилова Т.А. Предпосылки ролевой игры у слепоглухонемого ребенка //
Дефектология. 1983. № 4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психологический очерк: кн. для учителя. / Л.С. Выготский. 3-е изд. М.
Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы
психологии. – 1966. №6.
Гаврилушкина О. П., Егорова А.А. Игровая деятельность дошкольников
при интеллектуальных расстройствах // Психологическая наука и образование.
2007. № 5..
Заречная А.А. Особенности совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием //
Психологическая наука и образование. 2009. №5. C. 25–33.
Корепанова И.А., Львова А.Д. Особенности игры в инклюзивной группе
детского сада. Практика, исследования, методология. Сборник научных статей. М.:
ГБОУ ВПО МГППУ. 2013.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры //
Психологическая наука и образование. 1996. №3. C. 19–32.
Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в
дошкольных образовательных учреждениях. Письмо Минобразования РФ от 16 января
2002 года N 03-51-5ин/23-03.
Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения:
26.06.2015)
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных
дошкольников // Вопросы психологии. 2004. №1.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры
дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. С.62–70.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой
деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. №2.
Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999.
Эльконинова Л.И. Опыт формирования развитой сюжетно-ролевой игры: У
истоков развития. Сборник научных статей. Под ред. Л.Ф.Обуховой и И.А.Котляр
(Корепановой) М.: ГБОУ ВПО МГППУ. 2013.