Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 2. С. 35–47.
ISSN: 2074-5885 (online)

Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников

Павлова О.С. кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики , кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Москва, Россия, os_pavlova@mail.ru
Назранова Л.Ж. Педагог- психолог, ГБОУ СОШ №668 им. Героя Советского Союза В.П.Кислякова дошкольное отделение детский сад №1485, Москва, Россия, gingo07@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Описывается исследование, целью которого стало изучение этнокультурной компетентности педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных организациях Москвы и Нальчика. Гипотеза исследования состояла в том, что в этнокультурной компетентности педагогов Москвы и Нальчика существуют качественные и количественные различия, обусловленные спецификой социального контекста, в частности характеристиками поликультурной среды образовательных учреждений и среды проживания, наличием навыков, знаний и умений межкультурного взаимодействия у самих педагогов. В исследовании приняли участие 174 работника образовательных учреждений: 125 педагогов из Москвы и Московской области и 49 педагогов из Нальчика. Исследование выявило дефицит знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности и общения с инокультурными детьми и их родителями у педагогов Москвы.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание, этнокультурная компетентность педагогов, поликультурная среда общеобразовательных организаций Москвы и Нальчика

Рубрика: Педагогическая психология

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Агапов О.Д. Теория и практика толерантности: Этнокультурные и межконфессиональные аспекты.  Казань: Познание, 2009.  56 с.
  2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Изд-во «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. 296 с.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 78 с.
  4. Грушевицкая  Т.Г., Попков В.Д. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.
  5. Дворникова Е.И.  Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы: Автореф.  дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2007. 55 с.
  6. Законодательные акты РФ в области образования и культуры. М.: Учительская газета,  2008. 34 с.
  7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-метод. пособие. СПб.:  Детство-Пресс, 2004. 203 с.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // INFORMIKA [Электронный  ресурс] / ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций. М.: ГосНИИ ИТТ, 1997-2002. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.informika.ru/text/goscom/curdoc/393.html#1 (дата обращения: 15.10.2014).
  9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ, 1999. 223 с.
  10. Мацумото Д. Психология и культура. М.:  Прайм-Еврознак, 2002. 416 с.
  11. Недземковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Психология и педагогика. 2009. № 5. С.157–163.
  12. Павлова О.С. Иcлам как фактор формирования социотипического поведения представителей Северного Кавказа //Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 9. С. 88–91.
  13. Павлова О.С. Об этнической, религиозной и государственно-гражданской идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 119–136.   
  14. Потапова И.А. Психолого-педагогические основы формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона: Монография. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2012. 198 с.
  15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект пресс, 2006. 206 с.
  16. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: Автореф. дис.  … канд. пед. наук. Уфа, 2008. 22 с.
  17. Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 521 с.
  18. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров. М.:  Юрайт, 2014. 333 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика