Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 2. С. 59–71.
ISSN: 2074-5885 (online)

Содержание ценностных ориентаций обучающихся в условиях кадетского образования

Зверева И.И. аспирант кафедры психологии развития и образования факультета психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, inna.zwerewa2013@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена раскрытию аксиологического аспекта содержания кадетского образования. Описано эмпирическое исследование содержания ценностных ориентаций обучающихся в условиях кадетского образования (по методике М. Рокича «Ценностные ориентации»). Анализ эффективности кадетского образования в плане его влияния на процесс формирования ценностей обучающихся представлен с позиции всех участников образовательного процесса: обучающихся (N=75), педагогов (N=7), родителей (N=22). Выборку обучающихся составили кадеты (N=44) и учащиеся общеобразовательных классов (N=31) в возрасте от 15 до 17 лет (из них – 25 девушек). Описаны результаты экспертного опроса (N=7), касающиеся определения ценностей, релевантных содержанию кадетского образования. Подтверждена гипотеза о том, что степень присвоения ценностей, соответствующих содержанию кадетского образования, у кадетов выше в сравнении с обучающимися общеобразовательных классов. Обоснованы причины указанных различий. Доказана ведущая роль педагогов в развитии своеобразия содержания ценностных ориентаций кадетов. Полученные выводы могут служить основанием для проектирования и совершенствования содержания и форм кадетского образования.

Ключевые слова: кадетское образование, аксиологический компонент содержания образования, ценностные ориентации, ценности, релевантные содержанию кадетского образования, терминальные ценности, инструментальные ценности

Рубрика: Психология образования

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  2. Божович  Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 3-е изд. М.: Смысл, 1999. 365 с.
  4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  5. Лернер И.Я. Введение // Дидактические проблемы построения базового содержания образования / Под. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. С. 3–8.
  6. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 137–142.
  7. Метелина А.А. Специфика социальных связей подростков и старших школьников в условиях кадетской школы-интерната [Электронный ресурс]  // Психологическая наука и образование PSUEDU.ru. 2012.  № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50191.shtml (дата обращения: 14.01.2015).
  8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды / Общ. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 464 с.
  9. Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов  // Психологическая наука и образование. 2008.  № 1. С. 45–49.
  10. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  11. Рамазанов М.Р. Система кадетского образования как социальный институт в современной России (на примере Республики Татарстан). Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2014. 20 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 592 с. 
  13. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция: 2-е расширенное изд.  М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
  14. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] //URL: http://минобрнауки.рф/документы/543.
  15. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116–132.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика