Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 3. С. 119–132.
doi:10.17759/psyedu.2015070312
ISSN: 2074-5885 (online)

Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот

Авакян Т.В. Центр содействия семейному развитию "Гармония", педагог-психолог, Москва, Tamariko90@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Нарушения социального познания существенно снижают качество жизни человека. Исследования социального познания у детей-сирот немногочисленны, а полученные данные противоречивы. Целью проведенного автором исследования являлось изучение типа привязанности и особенностей социального познания у детей-сирот. В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что детям-сиротам будет труднее справиться с задачей на распознавание эмоций. Было обследовано 57 человек. Основная группа – 39 человек – дети-сироты, воспитанники детского дома (25 мальчиков, 14 девочек); средний возраст – 14 лет. Контрольная группа – 18 человек – учащиеся общеобразовательной школы, проживающие в кровных семьях (12 мальчиков, 6 девочек); средний возраст – 14 лет. Результаты показали, что подростки-сироты испытывают больше трудностей при взаимодействии с другими людьми, меньше удовольствия от общения, чаще используют стратегию избегания. Детей с избегающим типом привязанности в основной группе оказалось в 1,5 раза больше, чем в контрольной группе. Сделан вывод о том, что тип привязанности играет важную роль в формировании социального познания. Полученные данные могут быть полезны в коррекционной работе с данной категорией подростков.

Ключевые слова: сироты, подростки, социальное познание, привязанность, социальная ангедония, социальная тревожность

Рубрика: Психология трудного детства

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070312

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 c.
  2. Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 18. С. 86–88.
  3. Воликова С.В., Авакян Т.В. Симптомы депрессии и социальной тревоги у детей-сирот, воспитанников интернатных учреждений // Психическое здоровье. 2014. № 1. С. 56–61.
  4. Воликова С.В., Авакян Т.В. Связь социальной ангедонии и социальной тревожности с трудностями ментализации у детей-сирот // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 155–168.
  5. История развития высших психических функций// Выготский Л.С.: Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 c.
  6. Егорова О.Н. Особенности социального интеллекта у интеллектуально полноценных подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 160. С. 243–246.
  7. Елшанский С.П., Мешалевская С.В. Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 22–26.
  8. Краснова-Гольева В.В. Социальное познание при тревожных расстройствах (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 153–165.
  9. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 28 с.
  10. Никитина И.В. Социальная тревожность и социальное познание (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 65-80.
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
  12. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
  13. Пуговкина О.Д. Нарушения социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 80–98.
  14. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция «социальный мозг» – «за» и «против» // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 110–124.
  15. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.11.2014).
  16. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 416 с.
  17. Хачатурова A.B. Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 330. С. 168–171.
  18. Хачатурова A.B., Сергиенко Е.А.  Становление «модели психического» в условиях семейной депривации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2009. Т.6. № 2. С.161–172.
  19. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 8–30.
  20. Allen J.G., Fonagy P.   The development of mentalizing and its role in psychopathology and psychotherapy // Technical Report 02-0048, Research Department, Topeka, KS: Menninger Clinic, 2002.
  21. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21. P. 37–46.
  22. Baron-Cohen S. at al. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome / Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V. Lawson J. // Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5. P. 47–78.
  23. Bretherton I. at al.   Relationships between cognition, communication and quality of attachment/ Bretherton I., Bates E., Benigni L., Camaioni L., Volterra V.// Bates E., et al. The emergence of symbols: Cognition and Communication in Infancy  // N. Y.: Academic Press, 1979. P. 223–269.
  24. Cicchetti D. at al. False belief understanding in maltreated children / Cicchetti D., Rogosch F.A., Maughan A., Toth S.L., Bruce J. // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. Р. 1067–1091.
  25. Granot D., Mayseless O. Representations of Mother-Child Attachment Relationships and Social-Information Processing of Peer Relationships in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2012. Vol. 32. № 4. P. 537–564.
  26. Fonagy P. Attachment and theory of mind: Overlapping constructs? // Association of Child Psychology and Psychiatry Ossasional Papers. 1997. Vol. 14. P. 31–40.
  27. Fonagy P. at al. The capacity for understanding mental states: The reflective self in parent and child and its significance for security of attachment  / Fonagy P., Steele M., Steele H., Moran G.S., Higgitt A.S.// Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12 (3). P. 201–218.
  28. Fonagy P. at al. Affect Regulation, Mentalization and the Development of the Self /  Fonagy P., Gergely G., Jurist E., Target M. N. Y.: Other Press, 2002.  592 p.
  29. Johnson J.G. at al. Associations of parental personality disorders and axis I disorders with childrearing behavior/ Johnson J.G., Cohen P., Kasen S., Ehreneaft M.K., Crawford T.N.  // Psychiatry.  2006.  Vol. 69.  Р. 336–350.
  30. Macfie J., Cicchetti D., Toth S.L. The development of dissociation in maltreated preschool-aged children //  Development and Psychopathology. 2001.  Vol. 13. P. 233–254.
  31. Pears K.C., Fisher  P.  Developmental, cognitive, and neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. P. 112–122.
  32. Rogosch F.A., Cicchetti D., Aber J.L.   The role of child maltreatment in early deviations in cognitive and affective processing abilities and later peer relationship problems // Development and Psvchopathology. 1995. Vol. 7. P. 591–609.
  33. Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (2). P. 417–431.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика