Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 3. С. 108–118.
doi:10.17759/psyedu.2015070311
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности восприятия социального статуса человека в молодежной и студенческой среде

Федотова С.В. инженер, кафедра социальной психологии факультета психологии Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, fedotova-s@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Проводится социально-психологический анализ феномена социального статуса, в рамках которого последний рассматривается не как социологическая категория, а как компонент образа объекта познания. Гипотезами в данной работе выступили предположения о зависимости определяемого социального статуса другого человека от ряда показателей социального объекта (пол, возраст, социо-демографические критерии) и характеристик субъекта познания (пол, возраст, наличие работы, самооценки по различным показателям). В исследовании приняли участие 141 человек: 83 – женского пола, 58 – мужского; в возрасте от 18 до 30 лет (М= 23). В качестве методического инструментария был применен метод анкетирования и интервью с использованием стимульного материала. В результате исследования были выявлены компоненты феномена социального статуса, характеристики объекта и субъекта познания, значимые для определения положения индивида в обществе, а также определены особенности оценивания социального статуса в ходе первичного восприятия. Полученные данные могут быть применены в образовательном процессе для определения структуры группы учащихся высших учебных заведений, высокостатусных и низкостатусных членов, а также для понимания ценностных структур и значимых компонентов в общественной жизни молодежи.

Ключевые слова: процесс социального познания, социальный статус, факторы построения образа, компоненты социального статуса

Рубрика: Социальная психология

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070311

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
  2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.
  3. Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
  4. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.:  Гнозис, 2002. 333 с.
  5. Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости и взаимовосприятия в студенческих учебных группах [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 62–79. URL: http://psyjournals.ru/social_psy/2012/n2/51627.shtml (дата обращения: 28.07.2015).
  6. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2002. 640 с.
  7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2009. 318 с.
  8. Никулин С.А., Сачкова М.Е. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.. 2010. № 5. С. 60–67. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n5/33725.shtml (дата обращения: 28.07.2015).
  9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  10. Anderson C. et al. The local-ladder effect: social status and subjective well-being // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 7. P. 764–771.
  11. Lovaglia M.J. Power and status : exchange, attribution, and expectation states // Small Group Research. 1995. Vol. 26 (3). P. 400–426.
  12. Merton R.K. Continuities in the theory of reference groups and social structure // Merton R.K. Social Theory and Social Structure: 2nd ed., rev., and enlarged. N. Y.: Free Press, 1957. P. 281–386.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика