Представления о профессии выпускников краткосрочных курсов на примере сферы обслуживания
Глизнуцин Д.В. психолог, ООО "Фирма "Елена"", Москва, Россия, gliznutsin@list.ru Хухлаев О.Е. кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, huhlaev@mail.ru
В статье представлены результаты разработки проблемы представлений о профессии применительно к выпускникам краткосрочных курсов ногтевого сервиса города Москвы. Рассматривается предположение о том, что одна часть представлений о профессии выпускников в течение полугода профессиональной деятельности сохраняется, а другая часть – изменяется сторону большей практичности. Для обеспечения целостности исследования в структуре представлений о профессии выделены социально-экономический, социально-психологический и производственно-технический аспекты. Анкета, разработанная в соответствии с этими аспектами, предложена выпускникам краткосрочных курсов (52 чел., возраст от 16 до 67 лет, пол женский) дважды – в начале обучения и спустя полгода. В аспектах представлений о профессии выделены значимые факторы, им дана интерпретация. Показано, что динамику представлений о профессии можно изучать
у выпускников краткосрочных курсов. Полученный практический материал полезен преподавателям краткосрочных курсов для точечного педагогического воздействия.
Ключевые слова: представления о профессии, профессиональное сознание, социально-психологическая адаптация, психологические новообразования, анкетирование
Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как
аспект их личностного и профессионального самоопределения. Психологическая
наука и образование. 2002. № 2. С. 28–42.
Брагина В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально
важных качеств учащейся молодежи //Вопросы психологии. 1976. № 2. С.
146–150.
Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ
профессии (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. философ.
наук. Красноярск, 1999. 18 с.
Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя
//Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58–64.
Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся
ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986.
№ 6. C. 28–32.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.:
Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246
с.
Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания // Язык и сознание:
парадоксальная рациональность / Под ред. Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова (отв.
ред.), Н.В. Уфимцевой. М.: ИЯ РАН, 1993. С. 86–97.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.:
МОСУ, 2001. 272 с.