Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 3. С. 40–50.
doi:10.17759/psyedu.2015070305
ISSN: 2074-5885 (online)

Исследование взаимосвязи интегральных характеристик представления

Песков В.П. кандидат психологических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ФГБОУ ВПО ИГУ), Иркутск, Россия, vpeskov@bk.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья поднимает проблему представления, указывая, что многомерность, многоплановость представления как психического явления требует его рассмотрения в разных системах координат. Показывается, что системное рассмотрение представления это не только его изучение как полифункционального образования, сложного целого (структуры), но и изучение его интегральных характеристик, поскольку необходим минимально достаточный набор характеристик, обеспечивающий экономность его описания. Делается вывод о необходимости учета различных измерений, разнопорядковых качеств и свойств представления, выделении системы детерминант, отражающей его многоплановость, многомерность и соотнесении различных измерений (характеристик) друг с другом, а также их взаимодополнении. Указывается, что изучение многомерности представления предполагает анализ взаимосвязи его интегральных характеристик (контролируемость, живость, яркость-четкость), что позволит прояснить сущность искомых интегральных факторов и создаст общую систему методов изучения представления. Автор приводит результаты корреляционного анализа интегральных характеристик представления на разных возрастных этапах школьного обучения.

Ключевые слова: представление, многомерность, интегральные характеристики, яркость-четкость, живость, контролируемость, корреляционный анализ

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070305

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. 279 с.
  2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М., 2001. 319 с.
  3. Гостев А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
  4. Гостев А.А., Петухов Б.М. Измерение и факторизация характеристик вторичных образов // Вопросы психологии. 1987. № 2. 34. С. 134 – 142.    
  5. Закс Л. Статистическое оценивание / Пер. с нем. В.Н. Варыгина. Под. Ред. Ю.П. Адлера, В.Г. Горского. М.: «Статистика», 1976. 598 с.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
  7. Песков В.П. Особенности структуры представлений и ее формирование у детей школьного возраста. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Иркутск, 2005. 22 с.
  8. Песков В.П. Различие структуры представлений у интеллектуально одаренных  и среднеинтеллектуальных подростков // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 28-35.
  9. Песков В.П. Исследование интегральных характеристик представления на различных этапах школьного обучения  // Психология обучения. 2015. № 3. С. 16-31.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика