Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 3. С. 1–11.
doi:10.17759/psyedu.2015070301
ISSN: 2074-5885 (online)

Современное родительство как предмет исследования

Поливанова К.Н. доктор психологических наук, профессор, НИУ Высшая школа экономики, Институт образования, Департамент образовательных программ, Москва, Россия, Kpolivanova@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

На материале анализа большого числа публикаций обсуждается современная социокультурная ситуация в проекции на современное родительство. Разводятся конструкты «parenthood» – родительство как социальная роль и «parenting» – родительство как процесс воспитания. Представлены основные социальные тренды: современное родительство анализируется и проблематизируется в связи с особенностями современных вызовов, с которыми сталкивается молодой образованный родитель. Среди этих трендов выделены следующие: размывание понятных, наглядно представленных опытом взросления стереотипов и образцов воспитания детей в семье, рост вариативности практик семейного воспитания, рост предложения на рынке товаров и услуг. Все это характеризует закат «естественного» родительства и его переход в область сознательно планируемых стратегий. В статье показано, что обращение к экспертному знанию, характерное для образованной части населения в ситуации родительства, приводит к новой неопределенности в силу содержательной несогласованности даваемых рекомендаций. Обсуждение трансформаций, переживаемых семьей, демонстрирует ее переход от детоцентричной к взрослоцентричной модели. Таким образом, обосновывается вывод о том, что современное родительство реализуется на фоне многих (осознаваемых и неосознанных) противоречий, в частности, между растущей значимостью ценности самореализации и сохраняющейся ценностью родительства, что не может не сказаться на переживании себя как родителя. Рост интереса к исследованию родительской идентичности и самоэффективности квалифицируется как перспективное направление исследований.

Ключевые слова: родительство, современная семья, современные социальные тренды

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477с.
  2. Захарова Е.И. Представление о характере социальной роли как средство ориентировки в ее исполнении // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 38–41.
  3. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 44–49.
  4. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей: Сб. статей / Под ред. В. Вахштайна. М: Территория будущего, 2006. С. 267-307.
  5. Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 15–26.
  6. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Pro et contra. 2010. Т. 14. № 1–2. С. 6–19.
  7. Ньюфельд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012. 384 с.
  8. Семья и деторождение в России: Категории родительского сознания / И. В. Забаев [и др.]; Ред. М.С. Ковалева; Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т. М.: Православ. Свято-Тихонов. гуманитар. ун-т, 2012. 223 с.
  9. Соловьева Е.В. О материнском отношении к детям раннего возраста, зачатым посредством экстракорпорального оплодотворения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73567.shtml (дата обращения: 23.09.2015).
  10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 p.
  11. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 81 — 88.
  12. Arendell T. Conceiving and investigating motherhood: The decade's scholarship //Journal of Marriage and Family.  2000.  Т. 62.  № 4.  P. 1192–1207.
  13.  Bandura A. Self-efficacy: toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191–215.
  14. Datan N., Ginsberg L.H. (ed.) Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crises. Elsevier, 2013. 321 p.
  15. Dex S., Joshi H., Macran S. A widening gulf among Britain's mothers //Oxford Review of Economic Policy. 1996. P. 65–75.
  16. Elkind D. Ties that Stress: The New Family Imbalance. Harvard: Harvard University Press, 2009. 253 p.
  17. Gatrell C. Hard Labour: The Sociology of Parenthood. McGraw-Hill: McGraw-Hill Education (UK), 2004. 400 p.
  18. Gillespie R. Childfree and feminine Understanding the gender identity of voluntarily childless women //Gender and  Society.  2003.  Vol. 17.  № 1.  P. 122–136.
  19. Hays S. The Cultural Contradictions of Motherhood. Yale University Press, Yale.1996. 288 p.
  20. Johnson S., O'Connor E. The Gay Baby Boom: The Psychology of Gay Parenthood. New-York. NYU Press, 2002. 280 p.
  21. Lüscher K. Postmodern societies-postmodern families // The Family. Contemporary Perspectives and Challenges. 1998. P. 181–194.
  22. Luxton M., Bezanson K. Social Reproduction: Feminist Political Economy Challenges Neo-Liberalism. Montreal. McGill-Queen's Press-MQUP. 2006. 323 p.
  23. Oechsle M., Zoll R. Young people and their ideas on parenthood //European Parents in the 1990s: Contradictions and Comparisons. New Brunswic, New Jersey. Trasaction Publishers1991.  P. 45 – 58.
  24. Rossi A. S. Transition to parenthood // Journal of Marriage and the Family. 1968. Vol. 30, No. 1 (Feb., 1968), pp. 26-39
  25. Wall G. Mothers' experiences with intensive parenting and brain development discourse //Women's Studies International Forum. Pergamon, 2010.  Vol. 33. № 3. P. 253–263.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика