Психическое развитие детей с неэпилептическими пароксизмальными состояниями в анамнезе
Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, Старший преподаватель , кафедра общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, Волгоград, Россия, turovskayanata@mail.ru
Освещаются результаты психологического исследования специфики нарушений развития психических функций у детей, имевших в анамнезе пароксизмальные состояния различной этиологии, сопоставления картин нарушения психического развития у больных с эпилептическими и неэпилептическими пароксизмами. В исследовании приняли участие 107 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Использовались экспериментально-психологические и нейропсихологические методы. Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы: неэпилептические пароксизмы, в отличие от эпилептических, значительно реже сочетаются с нарушениями ряда психических функций и интеллекта в целом; неэпилептические пароксизмальные состояния так же, как эпилептические приступы, сопряжены с усугублением повышенной истощаемости психической деятельности и с патологией функций двигательного анализатора (динамическая и кинестетическая диспраксии); более выраженную значимость в структуре нарушений психического онтогенеза у детей с судорожными пароксизмами, по сравнению с детьми с церебральной патологией без пароксизмов в анамнезе, имеют нарушения зрительной памяти и модально-неспецифические нарушения памяти.
Ключевые слова: церебральная органическая патология, эпилептические и неэпилептические пароксизмальные состояния, нарушения психического развития, психические функции, динамический праксис, кинестетический праксис, повышенная истощаемость психической деятельности, модально-неспецифические нарушения памяти
Алехин А.Н., Туровская Н.Г. Дети с пароксизмальными состояниями в
анамнезе: Структура нарушений психического развития и мишени
психокоррекционного воздействия // Вестник Волгоградского гос. мед. ун-та.
2013. № 3 (47). С. 124–126.
Басилова Т.А., Белопольская Н.Л. По итогам II Всероссийской
научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений
развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в
современном образовании» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная
психология. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64026.shtml
(дата обращения: 13.08.2015).
Благосклонова Н.К., Морозова М.А. Электрическая активность мозга
детей и подростков с пароксизмальными состояниями неэпилептической природы //
Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под
ред. Л.П. Григорьевой. М.: Экзамен, 2006. С. 294–326.
Гузева В.И. Эпилепсия и неэпилептические пароксизмальные
состояния у детей. М.: МИА, 2007. 568 с.
Дадиомова М.А., Пратусевич Р.М. Острые серозные менингиты и
энцефалиты у детей. Л.: Медицина, 1974. 192 с.
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. М.: Джангар, 2010.
864 с.
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском
возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр
«Академия», 2005. 256 с.
Казакова Е.В., Соколова Л.В. Факторы риска в раннем онтогенезе и
особенности вербального развития детей-северян 7–8 лет г. Архангельска и г.
Мезени // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 122–135.
Леонова Е.В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация и дезадаптация
школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.
6. № 4. С. 13–23. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shatova_Shcherbakova.phtml (дата
обращения: 13.08.2015).
Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки
психического развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL:
http://psyedu.ru/journal/2012/1/2787.phtml (дата обращения: 13.08.2015).
Фебрильные судороги: лекция / Мухин К.Ю. [и др.] // Русский журнал детской
неврологии. 2010. Т. V. Вып. 2. С. 17–30.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей:
Методический альбом. М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство.
СПб.: ГМНПП «ИМАТОН», 2002. 208 с.
Cendes F. Febrile seizures and mesial temporal sclerosis // Current
Opinion in Neurology. 2004. Vol. 17. № 2. P. 161–164.
Deborah G. Hirtz febrile seizures // Pediatrics in Review. 1997.
Vol. 18. № 1. P. 5–8.
DiMario F.J.Jr. Breath-holding spells in childhood // Archives
of Pediatrics and Adolescent Medicine. 1992. Vol. 146. № 1. P. 125–131.
DiMario F.J.Jr., Burleson J.A. Behavior profile of children with
severe breath-holding spells // The Journal of Pediatrics. 1993. Vol. 122. № 3.
P. 488–491.
Ellenberg J.H., Nelson K.B. Febrile seizures and later intellectual
performance // Archives of Neurology. 1978. Vol. 35. № 1. P. 17–21.
Febrile seizures and mesial temporal sclerosis: No association in a
long-term follow-up study / Tarkka R. [et al.] // Neurology. 2003. Vol. 60. №
2. P. 215–218.
Long-term Neuroplasticity Effects of Febrile Seizures in the Developing /
Ying-Chao Chang [et al.] // Chang Gung Med J. 2008. Vol. 31. № 2. P.
31–33.
Shinnar S., Glauser T.A. Febrile Seizures // Journal of Child
Neurology. 2002. Vol. 17. Suppl. 1. P. 44–45.
Theodore W.H., DeCarli C., Gaillard W.D. With localization-related
epilepsy and a history of complex febrile seizures // Archives of Neurology.
2003. Vol. 60. № 2. P. 250–252.
Verity C.M. Long-term intellectual and behavioral outcomes of
children with febrile convulsions // New England Journal of Medicine.
1998. Vol. 338. № 24. P. 1723–1728.
Wong M., Ess K., Landt M. Cerebrospinal fluid neuron-specific
enolase following seizures in children: Role of etiology // Journal of
Child Neurology. 2002. Vol. 17. № 4. P. 261–264.