Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
[Психологическая наука и образование psyedu.ru]
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 1. С. 96–104.
doi:10.17759/psyedu.2016080109
ISSN: 2074-5885 (online)

Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена «зацепинга»)

Федунина Н.Ю. кандидат психологических наук, Межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Natalia_fedunina@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Рассмотрены принятые Американской Психологической Ассоциацией в 2013 г. рекомендации по психологической профилактике травматизма на транспорте, в частности, вследствие зацепинга. Это явление все шире распространяется среди нашей молодежи, несмотря на то, что оно сопряжено с высоким риском травматизации. Система рекомендаций включает в себя девять положений: необходимость ясных теоретических оснований и их эмпирической проверки, использование социально и культурно адаптированных программ, сочетание программ снижения риска и повышения ресурсов, мониторинг внедрения программ, учет этических стандартов, системность профилактической работы, повышение квалификации, участие в разработке государственной превентивной политики. Учет этих рекомендаций поможет создать в нашей стране на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия комплексную систему профилактики зацепинга, включающую в себя разные уровни и учитывающую разные смыслы, роли и контексты. Такую систему, которая не сводилась бы к фрагментированным интервенциям (например, дисциплинарным мерам), но отвечала глубинным психологическим нуждам зацеперов.

Ключевые слова: зацепинг, трейнсерфинг, профилактика, рискованное поведение, подростки

Рубрика: Психология развития

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080109

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 23–34.
  2. Ветюгов В.В. Аддиктивный потенциал социально неприемлемых рекреационных рисков [Электронный ресурс] //Материалы  V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Москва, 24–27 сентября 2013/ Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М.: ООО ОNEBOOK.RU.  С. 18–19. URL: http://www.b17.ru/article/14509/ (дата обращения: 29.01.2015).
  3. Ворошилин С.И. Аддитивное рискованное поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. 2013. № 1. С. 61–68.
  4. Диденко К.В., Каратаева О.Н. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 88–91.
  5. Жане П. Психологическая эволюция личности. М.: Академический проект, 2010. 400 с.
  6. Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.01.2015).
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.
  8. Петров И. Транспортная полиция борется с «зацеперами» с помощью Интернета и пропаганды [Электронный ресурс] //Вечерняя Москва, 12 мая, 2014.
    URL: http://vm.ru/news/2014/05/12/transportnaya-politsiya-boretsya-s-zatseperami-s-pomoshchyu-interneta-i-propagandi-248161.html (дата обращения: 01.04.2015).
  9. Поливанова К.И. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.   С. 20–33. 
  10. Сочнев О.И. Экстремалы-«зацеперы» в поле зрения транспортной полиции // Транспортная безопасность и технологии. 2014. Вып. 37.  С. 129–130.
  11. Тоноян В. Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного движения в России [Электронный ресурс] // Власть. 2011. № 9. С. 33–36. URL: http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/62/61642/61642.pdf (дата обращения: 20.01.2015).
  12. Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического сопровождения, направленного на профилактику социальных рисков подросткового возраста в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. С. 117–126. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Tretjakova.phtml (дата обращения: 19.01.2015).
  13. Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 годах: Пер. В.Ю. Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. 544 с.
  14. Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна. Модели, механизмы, риски. Saarbrucken, Deutchland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 522 c.
  15. Hickey C., Fitzclarence L. Peers peering at the individual: Problems with trying to teach young males not to be like their peers // The Australian Educational Researcher. April 2000. Vol. 27. Iss. 1. P. 71–91.
  16. Hurrelmann K., Raithel J. Risk Behavior in Adolescence //International Journal of Adolescence and Youth. 2005. Vol.12. № 4. P. 281–299.
  17. Le Breton D. Sociologie, psychanalyse et conduites à risque des jeunes [Электронный ресурс] //Revue du MAUSS 1/ 2011. № 37. P. 365–384. URL: www.cairn.info/revue-du-mauss-2011-1-page-365.htm (дата обращения: 30.12.2014).
  18. Malone K. Trainsurfing: “..its like bungee jumping without a rope”// Gilbert K. (ed.). Sexuality, Sport and the Culture of Risk . Aaachen: Meyer and Meyer Publishing Company, 2005. P. 154–176.
  19. Prevention Guidelines / Romano J.L., Bogat G.A., Conyne R.K., Hage S.M., Horne A.M., Kenny M.E., Matthews C., Schwartz J.P., Singh A., Waldo M., Wong Y.J. [Электронный ресурс] // American Psychologist. Vol. 69. № 3. P. 285–296 http://www.apa.org/pubs/journals/features/amp-a0034569.pdf (дата обращения: 01.01.2015).
  20. Romano J.L., Hage S.M. Prevention and counseling psychology: Revitalizing commitments for the 21st Century // The Counseling Psychologist. 2000. № 28. P. 733–763.
  21. Sharp C., Dellis A. Risky teens: intervention science and its application to the South African Context/ Report commissioned by the South African Responsible Gambling Foundation. 2010 [Электронный ресурс] // URL: http://www.jogoremoto.pt/docs/extra/Gktd8c.pdf (дата обращения: 30.12.2014).
  22. Steenkamp H. The urban underclass and postauthoritarian Johannesburg: train surfing (Soweto style) as an extreme spatial practice // Submitted in Fulfillment of the Requirements for the Degree Magister Artium (Visual Studies) in the Faculty of Humanities University of Pretoria. May, 2011. [Электронный ресурс]// URL: http://repository.up.ac.za/handle/2263/30350 (дата обращения: 30.12.2014).
  23. van der Klashorst E., Cyrus K. Train surfing: Apposite recreation provision as alternative to adolsecеnt risk-taking and sensation-seeking behaviour // Journal of Science and Medicine in Sport. 2012. № 15. P. 265–327.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика