Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена «зацепинга»)
Федунина Н.Ю. кандидат психологических наук, Межведомственный ресурсный центр мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, Natalia_fedunina@mail.ru
Рассмотрены принятые Американской Психологической Ассоциацией в 2013 г. рекомендации по психологической профилактике травматизма на транспорте,
в частности, вследствие зацепинга. Это явление все шире распространяется среди нашей молодежи, несмотря на то, что оно сопряжено с высоким риском травматизации. Система рекомендаций включает в себя девять положений: необходимость ясных теоретических оснований и их эмпирической проверки, использование социально и культурно адаптированных программ, сочетание программ снижения риска и повышения ресурсов, мониторинг внедрения программ, учет этических стандартов, системность профилактической работы, повышение квалификации, участие в разработке государственной превентивной политики. Учет этих рекомендаций поможет создать
в нашей стране на основе междисциплинарного и межведомственного взаимодействия комплексную систему профилактики зацепинга, включающую в себя разные уровни
и учитывающую разные смыслы, роли и контексты. Такую систему, которая не сводилась бы к фрагментированным интервенциям (например, дисциплинарным мерам), но отвечала глубинным психологическим нуждам зацеперов.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //
Вопросы психологии, 1979. № 2. С. 23–34.
Ветюгов В.В. Аддиктивный потенциал социально неприемлемых
рекреационных рисков [Электронный ресурс] //Материалы V Международного
Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы
социально-психологического здоровья», Москва, 24–27 сентября 2013/ Под ред.
А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. М.: ООО ОNEBOOK.RU. С. 18–19. URL:
http://www.b17.ru/article/14509/
(дата обращения: 29.01.2015).
Ворошилин С.И. Аддитивное рискованное поведение как проявление
снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. 2013. № 1. С. 61–68.
Диденко К.В., Каратаева О.Н. Предупреждение правонарушений,
совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта //
Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 88–91.
Жане П. Психологическая эволюция личности. М.: Академический проект,
2010. 400 с.
Марцинковская Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся
информационном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 7. URL: http://psystudy.ru
(дата обращения: 20.01.2015).
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.:
Тривола, 1995. 360 с.
Поливанова К.И. Психологическое содержание подросткового
возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.
20–33.
Сочнев О.И. Экстремалы-«зацеперы» в поле зрения транспортной полиции
// Транспортная безопасность и технологии. 2014. Вып. 37. С.
129–130.
Тоноян В. Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного
движения в России [Электронный ресурс] // Власть. 2011. № 9. С. 33–36. URL:
http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/62/61642/61642.pdf
(дата обращения: 20.01.2015).
Третьякова Т.В. Принципы организации социально-психологического
сопровождения, направленного на профилактику социальных рисков подросткового
возраста в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. С. 117–126. URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/1/Tretjakova.phtml (дата обращения:
19.01.2015).
Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций,
прочитанных в Коллеж де Франс в 1977–1978 годах: Пер. В.Ю.
Быстрова, Н.В. Суслова, А.В. Шестакова. СПб.: Наука, 2011. 544
с.
Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна. Модели,
механизмы, риски. Saarbrucken, Deutchland: LAP LAMBERT Academic Publishing,
2011. 522 c.
Hurrelmann K., Raithel J. Risk Behavior in Adolescence
//International Journal of Adolescence and Youth. 2005. Vol.12. № 4. P.
281–299.
Le Breton D. Sociologie, psychanalyse et conduites à
risque des jeunes [Электронный ресурс] //Revue du MAUSS 1/ 2011. №
37. P. 365–384.
URL: www.cairn.info/revue-du-mauss-2011-1-page-365.htm
(дата обращения: 30.12.2014).
Malone K. Trainsurfing: “..its like bungee jumping without a rope”//
Gilbert K. (ed.). Sexuality, Sport and the Culture of Risk . Aaachen:
Meyer and Meyer Publishing Company, 2005. P. 154–176.
Prevention Guidelines / Romano J.L., Bogat G.A., Conyne R.K., Hage S.M.,
Horne A.M., Kenny M.E., Matthews C., Schwartz J.P., Singh A., Waldo M., Wong
Y.J. [Электронный ресурс] // American Psychologist. Vol. 69. № 3. P. 285–296
http://www.apa.org/pubs/journals/features/amp-a0034569.pdf (дата обращения:
01.01.2015).
Romano J.L., Hage S.M. Prevention and counseling psychology:
Revitalizing commitments for the 21st Century // The Counseling Psychologist.
2000. № 28. P. 733–763.
Sharp C., Dellis A. Risky teens: intervention science and its
application to the South African Context/ Report commissioned by the South
African Responsible Gambling Foundation. 2010 [Электронный ресурс] // URL:
http://www.jogoremoto.pt/docs/extra/Gktd8c.pdf
(дата обращения: 30.12.2014).
Steenkamp H. The urban underclass and postauthoritarian
Johannesburg: train surfing (Soweto style) as an extreme spatial practice //
Submitted in Fulfillment of the Requirements for the Degree Magister Artium
(Visual Studies) in the Faculty of Humanities University of Pretoria. May,
2011. [Электронный ресурс]// URL:
http://repository.up.ac.za/handle/2263/30350
(дата обращения: 30.12.2014).
van der Klashorst E., Cyrus K. Train surfing: Apposite recreation
provision as alternative to adolsecеnt risk-taking and sensation-seeking
behaviour // Journal of Science and Medicine in Sport. 2012. № 15. P.
265–327.