Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе
Хаймовская Н.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, tatisheva@yandex.ru Бочарова А.Л. Аспирант кафедры теоретических основ социальной психологии , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, nastja_bocharova@mail.ru
Статья посвящена актуальным проблемам профессионального самоопределения – выбору профессии и самореализации в ней с учетом специфики современного этапа развития российского общества, требующего от человека рефлексивности, гибкости, умения действовать в постоянно изменяющихся внешних условиях, сохраняя внутреннюю целостность. Представлен теоретический анализ социально-психологических проблем профессионального самоопределения. Рассматриваются вопросы психологической готовности личности к выбору профессии, которые отражаются на технологическом и мотивационном уровнях. Подчеркивается, что на ранних этапах развития профориентации в отечественных психологических исследованиях упор делался на линейное развитие карьеры индивида в определенной единожды выбранной профессии, однако современные условия задают параметры, при которых важнейшую роль играет развитие самоактуализурующейся, самостоятельной личности, умеющей реализовать себя в различных профессиональных областях.
Акиндинова И.А. Самоактуализация личности в различных типах
организации профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы
развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в
общественной практике: Сб. науч. тр. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,
С. 29–36.
Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект — этап в
самоопределении гимназистов // Педагогическая мысль и образование XXI века:
Россия-Германия: Материалы Международной научно-практической конференции. 20–21
апреля 2000 г. (ИПКиППРО ОГПУ): В 3 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.Г. Рындак.
Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2000. С. 155–160.
Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях
социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования:
электрон. научн. журн. 2011. № 6 (20). С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата
обращения: 04.06.2014).
Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный
аспект: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. 398 с.
Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учеб. пособие
для вузов. М.: Академический проект, 2007. 333 с.
Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной
работы у подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 5.
С.100–110.
Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая
проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 19–26.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов: 5-е
изд., перераб., доп. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. 336 с.
Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая
наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т.6. № 3. С. 255–263. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n3/71403.shtml (дата обращения:
12.02.2015).
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд., стер. М.: Издат. центр
«Академия», 2007. 304 с.
Маслоу А. Теория человеческой мотивации. СПб: Евразия, 1999.
375 с.
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 384
с.
Пряжников Н.С. Активные методы профессионального
самоопределения: Учеб. пособие. М.: МГППИ, 2001. 88 с.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и
человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по
направлению и специальности «Психология». М.: Издат. центр «Академия», 2003.
476 с.
Психология подростка. Полное руководство/ Под ред. А.А. Реана. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 с.
Хаймовская Н.А., Ветер Т.В. Особенности
социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных
учреждениях // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. C. 21–25.
Чистякова С.Н. Проблемы самоопределения старшеклассников при
выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.:
МОСУ, 2001. 272 с.
Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Отв. ред. А.А.
Пископпель, В.Р. Рокитянский, Л.П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2007. 400
с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.:
Флина, 2006. 342 с.