Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 1. С. 24–34.
doi:10.17759/psyedu.2016080103
ISSN: 2074-5885 (online)

Творчество и инклюзивная культура образовательной организации

Шеманов А.Ю. доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ajshem@mail.ru
Макаева Д.Э. Замиститель директора по персоналу, ГК «Командир», Москва, Россия, Di.slovo@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Статья посвящена изучению значения интереса к результатам творческой деятельности людей с инвалидностью как фактора формирования направленности на творческое взаимодействие с ними и социокультурной общности с ними. Гипотезой исследования является предположение, что направленность на активное участие в творческой деятельности людей с инвалидностью более выражено при наличии интереса к результатам их творческой деятельности. В исследовании, проведенном через Интернет, участвовали 40 русскоязычных респондентов, пользователей социальных сетей, посвященных творчеству людей с инвалидностью (75 % респондентов – женщины, 25 % респондентов – мужчины; возраст от 20 до 55 лет). Почти все респонденты декларировали позитивное отношение к творчеству людей с инвалидностью, однако лишь около половины из них (47,5 %) заявили о явном интересе к творческим мероприятиям с их участием. При сравнении этой группы респондентов, проявивших интерес, с другими группами респондентов обнаружена значимо более выраженная направленность на взаимодействие с людьми с инвалидностью, чем у группы респондентов, не заявивших о таком интересе, и у тех, кто оценивает творческую деятельность лишь как полезную и значимую для людей с инвалидностью (p<0,02). Полученные результаты важны для создания инклюзивной культуры в образовательных организациях.

Ключевые слова: инклюзия, творческая деятельность, интерес к творчеству, люди с инвалидностью, нормативная антропология, интернет-опрос

Рубрика: Педагогическая психология

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080103

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики //Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
  2. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова; общая ред. М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
  3. Попова Н.Т. Культурологический подход к инклюзии в практике образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: Коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С. 38–51.
  4. Рыжов В.В. О реформации сознания: нравственно-экологическое мышление – новая парадигма сознания [Электронный ресурс] //Философско-религиозные тетради. 2012. № 6. Пути Реформации. URL: http://www.intelros.ru/readroom/filosofsko-religioznye-tetradi/tetrad6/19291-o-reformacii-soznaniya-nravstvenno-ekologicheskoe-myshlenie-novaya-paradigma-soznaniya.html (дата обращения: 8.05.2015).
  5. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? //Обсерватория культуры. 2014. № 4. C. 9–16.
  6. Glaveanu V.P. Paradigms in the study of creativity: introducing the perspective of cultural psychology // New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28. P. 79–93. doi:10.1016/j.newideapsych.2009.07.007.
  7. Janson U. Interaction and Quality in Inclusive Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and Quality. Report of the CIDREE Collaborative Project on Early Childhood Education, Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum, CCC, 1997. P. 30–42.
  8. Meininger H.P. Authenticity in community // Journal of Religion, Disability and Health. 2001. Vol.5. № 2. P. 13–28. doi: 10.1300/J095v05n02_02.
  9. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures //Support for Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P. 179–186.
  10. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18. № 2. P. 99–116. doi: 10.1080/09620210802351342

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика