Методические проблемы организации учебного модуля в области профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии в рамках магистерской программы "Школьная психология"
Богданович Н.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры Юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ioween@rambler.ru Делибалт В.В. доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, delibalt@yandex.ru Чернушевич В.А. доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии, заведующий учебно-производственной лабораторией, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, vasiha@mail.ru
Раскрываются методические особенности реализации учебного модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии» магистерской программы «Школьная психология» в рамках апробации. Магистерская программа была разработана в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Обоснована цель модуля, его место в программе. Раскрываются основные пути формирования компетенций, которые заложены в образовательном стандарте, но выбраны в соответствии с профессиональными действиями профессионального стандарта. Предлагаются методические принципы построения учебного модуля практико-ориентированной подготовки, основной из которых – рефлексивно-деятельностный характер сетевого взаимодействия. Предложено деятельностное содержание учебного модуля«Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии», основанное на содержательном психологическом определении психопрофилактики как направления профессиональной деятельности психолога. Описаны те образовательные результаты, которыхдостигают магистранты в случае успешного прохождения данного модуля, отражены некоторые проблемы, выявленные в рамках апробации учебного модуля.
Ключевые слова: магистратура, учебный модуль, сетевое взаимодействие, практика, формирование компетенций, деятельностный подход, методические принципы, психологическая профилактика, девиантное поведение
Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К
вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. №2. URL:
http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения:
06.04.2016).
Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А.
Принципы организации практики в условиях сетевого взаимодействия (на примере
разработки модуля «Психологическая профилактика нарушений поведения и
отклонений в развитии») [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5.
№ 4. С. 1–13. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата
обращения: 06.04.2016). doi:10.17759/psylaw.2015050401.
Богданович Н.В., Делибалт В.В., Чернушевич В.А.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций в учебном модуле
магистратуры // Педагогические чтения в ННГУ: Сб. науч. статей / Отв. ред.
И.В.Фролов; Мин.обр.науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. Нижний
Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. С. 199–204.
Бусарова О.Р. Формирование у студентов-психологов
диагностических умений для работы с девиантными подростками на занятиях
практикума по психодиагностике [Электронный ресурс] // Психология и право.
2013. № 4. С.22–32. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66190.shtml
(дата обращения: 06.04.2016).
Чиркина Р.В. Формирование управленческих
компетенций в рамках обучения по ФГОС ВПО 3+ для психолого-педагогических
специальностей: Учеб. пособие.М.: ИздательствоМИИГУим. П.А. Столыпина, 2014.
140 с.