Подготовка магистрантов к психодиагностической работе в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся
Шашлова Г.М. кандидат психологических наук, кафедра психологии образования и развития,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» , Доцент, Волгоград, Россия, kolosova_g@inbox.ru
Представлены этапы формирования трудового действия магистрантов в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» (магистерская программа «Школьная психология»), ориентированного на требования профессионального стандарта и обеспечивающего эффективность реализации скрининговых обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития детей и подростков, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Рассматривается проблема отбора учебного содержания, объединяемого в модуле, которое позволит развивать у магистрантов способность и готовность к самостоятельной психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся. Показана специфика распределения ответственности между университетом и образовательной организацией за формирование компетенций, которые необходимы для осуществления трудового действия, предполагающего реализацию скрининговых обследований (мониторинга), обработку, интерпретацию, представление результатов адресатам разного уровня. Данное направление работы освещается в связи с содержанием документов, регламентирующих образовательных процесс, в том числе – Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней.
Ключевые слова: деятельностный подход, компетентностный подход, мониторинг образовательных результатов обучающихся, сетевое взаимодействие, скрининговые обследования обучающихся, профессиональные компетенции магистрантов, трудовые действия, Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего образования, Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид
профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической
психологии образования. 2009. № 4. С. 66–73.
Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М.
Профессионально-ориентированная практика магистрантов в структуре модуля
«Психологическая диагностика обучающихся» основной профессиональной
образовательной программы «Школьная психология» // Бюллетень
Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому
образованию. 2014. № 2 (7). С. 69–80.
Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С.
Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная
психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С.
31–39.
Диагностика учебной успешности в начальной школе /
Под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. М.:
Открытый институт «Развивающее образование», 2009. 130 с.
Егорова М.А., Кузнецова О.В., Леонова О.И. Условия
реализации ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование»: концепция
практико-ориентированной подготовки // Бюллетень Учебно-методического
объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С.
63–72.
Марголис А.А. Требования к модернизации основных
профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических
кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к
реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров //
Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105–126.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в
сфере образования)»: [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минтруда России
№ 514н от 24.07.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Министерство труда и
социальной защиты Российской Федерации. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения:
01.10.2015).