Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов
Баева И.А. доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Москва, Россия, irinabaeva@mail.ru Шахова Л.И. аспирант, кафедра психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, 79600001472@yandex.ru
Представлен авторский подход к сопровождению психологической безопасности в образовательном процессе. Поскольку кадетские классы предъявляют повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка, задача сопровождения этих образовательных программ с точки зрения обеспечения психологической безопасности детей особенно актуальна.
В исследовании проверялось предположение о том, что программа сопровождения состояния психологической безопасности, реализующая риск-ресурсный подход и направленная на актуализацию/формирование компонентов психологической безопасности (удовлетворенность, защищенность, референтность, субъективное благополучие ребенка в кадетской образовательной среде, активность), будет эффективной при сопровождении кадетских образовательных программ. Апробация разработанной программы проводилась с учениками третьих кадетских классов (53 человека в экспериментальной группе и 26 человек в контрольной группе). На основе теоретического анализа были определены компоненты и критерии психологической безопасности младшего школьника. Методами опроса (анкетирование), тестирования, проективным методом обследованы дети, родители и учителя в кадетских классах для выявления исходного и итогового уровней психологической безопасности младших школьников. Для статистической обработки использовались кластерный и дискриминантный анализ, хи-квадрат для таблиц сопряженности, критерий знаков G. В статье описаны особенности программы, направленной на формирование и поддержание психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Определена ее эффективность по всем выбранным критериям с уровнем значимости не более p<0,005. Идеи формирующей программы могут быть использованы в практике психологической работы в школах, а также для дальнейших исследований психологической безопасности детей в образовательных средах школ разного типа и вида.
Ключевые слова: психологическая безопасность в образовании, структура психологической безопасности, младший школьный возраст, кадетские классы, формирующая программа
Баева И.А. Психологическая безопасность в
образовании: Монография. СПб.: Союз. 2002. 271 с.
Баева И.А. Психологическая безопасность
образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования//
Психологическая наука и образование. 2012. №4. C. 11–17.
Баева И.А., Шахова Л.И. Риск-ресурсный подход к
сопровождению психологической безопасности младших школьников// Безопасность
образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий
сопровождения: Сб. науч. статей/ Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А.
Гаязовой. М., МГППУ, 2014. С. 10–13.
Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг
психологической безопасности образовательной среды и качества образования в
условиях модернизации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067.shtml (дата обращения:
19.08.2016).
Гордиенко М.В. Подготовка учителей начальных
классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе
начальной школы// Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2008. № 82 (2). С. 44–53.
Дрокова С.В., Кургак Е.А. Психологическая
безопасность школьной среды в переживаниях младших школьников и
старшеклассников// Проблемы психологической безопасности человека в социально
нестабильной среде. 2007. № 1. С. 87–98.
Костина Л.М. Определение ведущего элемента
структуры психологической безопасности личности первоклассников//Азимут научных
исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 172–173.
Мириманова М.С., Леонова Т.А. Агрессия и
социальный интеллект младших школьников в оценке безопасности образовательной
среды// Психология обучения. 2014. № 7. С. 67–78.
Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию
личности ребенка безопасного типа поведения// Человек и образование. 2014. №1
(38). С. 56–60.
Шахова Л.И. Исследование структуры психологической
безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов// Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2015. № 178. С. 58–63.
Шахова Л.И. Сопровождение психологической
безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный
подход// Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 159–169.