Баймурзаева Г.Б. кандидат психологических наук, Доцент кафедры, кафедра «Лингводидактика и межкультурные коммуникации» факультета «Иностранные языки» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого - педагогический университет», Москва, Россия, Bekbay242@mail.ru
Рассматривается вопрос о путях языковой адаптации детей для обеспечения необходимого минимума языкового образования с целью создания равных стартовых образовательных возможностей в дальнейшем. Официальная регистрация в России дает право детям мигрантов на получение образования в российской школе. Однако зачисление такого ребенка в школу – это лишь первый шаг. Современная российская школа столкнулась с вопросом о путях интеграции детей мигрантов в российское образовательное пространство. Одним из главных препятствий на пути интеграции является то, что мигранты слабо владеют русским языком или не владеют им вовсе. Между тем именно русский язык является основным инструментом вхождения детей мигрантов в российский социум.
Ключевые слова: процессы глобализации, образование, адаптация, интеграция, владение языком, дети мигрантов, культура региона, решение проблемы, обучение русскому языку
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических
терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999.
472 с.
Бочарова Н.А., Лысакова И.П., Розова О.Г. Русский
букварь для мигрантов. М.: КНОРУС, 2011. 80 с.
Гогун Е.А.,Савельева Л.Н., Щеголева Г.С.
Букварь как средство организации обучения русской грамоте в полиэтнической
образовательной среде // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования.
Практика. СПб.: Северная звезда, 2010. 80 с.
Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники
// Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию
В.П. Зинченко: Коллективная монография / Под общ. ред. Т.Г. Щедриной. М.:
Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 640 с.
Иванов И.И. Особенности преобразования проблемных
ситуаций // Вопросы. 1981. № 4. С. 121–133.
Лысакова, И.П. Языковая адаптация мигрантов:
ситуация в петербургской школе // Языковая политика в современном мире. СПб.:
Златоуст, 2007. С. 227–234.
Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 946 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень
бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 № 34320)
[Электронный ресурс] //URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170164/
(дата обращения: 14.09.15).
Прихода Н.А. Оценка развития русского языка как
стандартизованная методика диагностики коммуникативной функции у детей от 3 до
9 лет // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. C. 25–33.
Рубцов В.В. О разработке профессиональных
стандартов работников образования и социальной сферы [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL:
http://psyedu.ru/journal/2013/3/ot_redaktora.phtml
(дата обращения: 11.04.2015).
Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю.
Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании //
Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C.
15–27.