Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей
Будыкин С.В. аспирант , кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, moscow858@yandex.ru Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО Московский Государственный Психолого-педагогический Университет, Москва, Россия, dvorian@gmail.com Бовина И.Б. доктор психологических наук, профессор , кафедра криминальной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, innabovina@yandex.ru
Исследование направлено на анализ обыденных представлений об информационной безопасности в группах родителей. Основываясь на идеях теории социальных представлений, в частности, о связи социальной практики и социальных представлений, были выделены три группы респондентов – родители детей (группа 1), родители подростков (группа 2), контрольная группа бездетных взрослых (группа 3) – как группы, имеющие различную дистанцию по отношению к объекту представления. В исследовании приняли участие 115 человек в возрасте от 20 до 50 лет (97 женщин и 18 мужчин). Мы выдвинули следующие предположения: 1) группа 3 будет отличаться от группы 1 и группы 2 в оценке угрозы информационной безопасности (разные темы будут рассматриваться как угрожающие, родители детей и подростков будут исходить из того, что угрожает в первую очередь детям их возраста, а в контрольной группе исходным будет общее понимание об угрозе); 2) в группе 3 основными будут нормативные элементы, в группах 1 и 2 – функциональные элементы (скрипты). Также предполагалось, что в группе 2 имеет место большая сложность скриптов по сравнению с другими группами. Было показано следующее: во-первых, иерархия тем, выстроенных с учетом угрозы информационной безопасности, практически совпадает во всех группах; во-вторых, планы действий сложнее всего устроены в группе 1, в наименьшей степени – в группе 3. Это справедливо для ситуаций, в которых ребенок сталкивается с умеренно опасной информацией, различий нет в ситуации столкновения с наиболее опасной информацией.
Ключевые слова: информационная безопасность детей и подростков, теория социальных представлений, родители, действия по обеспечению информационной безопасности детей и подростков
Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В.
Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей //
Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2016. №1. С. 77–86.
Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б.
Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей
(Часть 2. Результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] //
Психология и право. 2016. Т. 6. № 1. С. 25–38.
doi:10.17759/psylaw.2016060104.
Abric J.C. Pratiques sociales et representations.
Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 256 p.
Alexander C.S., Becker H.J. The use of vignettes in
survey research// Public Opinion Quarterly. 1978. P. 93–104.
Dany L., Apostolidis T., Harabi S. Distance to the
object and social representations: replication and further evidences // Spanish
Journal of Social Psychology. 2014. Vol.17. P. 1–9.
Miguel I., Valentim J.P., Carugati F. Degree of
proximity in the construction of social representations: the case of
intelligence// The Spanish Journal of Psychology. 2012. №15. P.
1244–1258.
Moscovici S. Foreword to C.Herzlich, Health and
illness. L.: Academic Press, 1973. P. ix-xiv.
Salesses L. Rôle du niveau de connaissance dans le
processus de structuration d'une representation sociale // Les cahiers
internationaux de psychologie sociale. 2005. № 66. P. 25–42.
Salovey P., Rothman A., Rodin J. Health behaviour
// The Handbook of Social Psychology. Vol. 2/ Eds. by D. Gilbert, S. Fiske, G.
Lindzey, Boston: McGraw-Hill, 1998. P. 633–683.