Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 4. С. 117–126.
doi:10.17759/psyedu.2016080412
ISSN: 2074-5885 (online)

Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей

Будыкин С.В. аспирант , кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, moscow858@yandex.ru
Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук, декан, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО Московский Государственный Психолого-педагогический Университет, Москва, Россия, dvorian@gmail.com
Бовина И.Б. доктор психологических наук, профессор , кафедра криминальной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, innabovina@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Исследование направлено на анализ обыденных представлений об информационной безопасности в группах родителей. Основываясь на идеях теории социальных представлений, в частности, о связи социальной практики и социальных представлений, были выделены три группы респондентов – родители детей (группа 1), родители подростков (группа 2), контрольная группа бездетных взрослых (группа 3) – как группы, имеющие различную дистанцию по отношению к объекту представления. В исследовании приняли участие 115 человек в возрасте от 20 до 50 лет (97 женщин и 18 мужчин). Мы выдвинули следующие предположения: 1) группа 3 будет отличаться от группы 1 и группы 2 в оценке угрозы информационной безопасности (разные темы будут рассматриваться как угрожающие, родители детей и подростков будут исходить из того, что угрожает в первую очередь детям их возраста, а в контрольной группе исходным будет общее понимание об угрозе); 2) в группе 3 основными будут нормативные элементы, в группах 1 и 2 – функциональные элементы (скрипты). Также предполагалось, что в группе 2 имеет место большая сложность скриптов по сравнению с другими группами. Было показано следующее: во-первых, иерархия тем, выстроенных с учетом угрозы информационной безопасности, практически совпадает во всех группах; во-вторых, планы действий сложнее всего устроены в группе 1, в наименьшей степени – в группе 3. Это справедливо для ситуаций, в которых ребенок сталкивается с умеренно опасной информацией, различий нет в ситуации столкновения с наиболее опасной информацией.

Ключевые слова: информационная безопасность детей и подростков, теория социальных представлений, родители, действия по обеспечению информационной безопасности детей и подростков

Рубрика: Психология безопасности

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080412

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2016. №1. С. 77–86.
  2. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Часть 2. Результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 1. С. 25–38. doi:10.17759/psylaw.2016060104.
  3. Abric J.C. Pratiques sociales et representations. Paris: Presses Universitaires de France, 1994. 256 p.
  4. Alexander C.S., Becker H.J. The use of vignettes in survey research// Public Opinion Quarterly. 1978. P. 93–104.
  5. Dany L., Apostolidis T., Harabi S. Distance to the object and social representations: replication and further evidences // Spanish Journal of Social Psychology. 2014. Vol.17. P. 1–9.
  6. Miguel I., Valentim J.P., Carugati F. Degree of proximity in the construction of social representations: the case of intelligence// The Spanish Journal of Psychology. 2012. №15. P. 1244–1258.
  7. Moscovici S. Foreword to C.Herzlich, Health and illness. L.: Academic Press, 1973. P. ix-xiv.
  8. Salesses L. Rôle du niveau de connaissance dans le processus de structuration d'une representation sociale // Les cahiers internationaux de psychologie sociale. 2005. № 66. P. 25–42.
  9. Salovey P., Rothman A., Rodin J. Health behaviour // The Handbook of Social Psychology. Vol. 2/ Eds. by D. Gilbert, S. Fiske, G. Lindzey, Boston: McGraw-Hill, 1998. P. 633–683.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика