Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 4. С. 79–90.
doi:10.17759/psyedu.2016080409
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности отношения младших школьников к произведениям изобразительного искусства, предъявляемых в репродукции и компьютерной презентации

Еремеев М.А. аспирант , кафедра педагогической психологии, факультет психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, otdel-m@yandex.ru
Гуружапов В.А. доктор психологических наук, Профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии, Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Поднимается проблема активного использования мультимедиа-технологий в образовании, в том числе и художественном. Ставится вопрос об эффективности предъявления компьютерной презентации по сравнению с традиционным методом предъявления (репродукция) при знакомстве учащихся с произведениями живописи. Представлено исследование, направленное на изучение различий в восприятии младшими школьниками произведений изобразительного искусства в зависимости от формата предъявления (репродукция, электронная форма). Описывается разработанная специально для этого исследования методика «Беседа о впечатлениях». В исследовании принимали участие 60 учащихся вторых классов прогимназии № 1756. Для выявления различий в восприятии произведений искусства в зависимости от формата предъявления используется методика «Беседа о впечатлениях». Для выявления различий в понимании испытуемыми образного содержания картины в зависимости от развития образного и логического мышления и от устойчивости и концентрации внимания были использованы следующие методики: Тест Тулуз-Пьерона, Прогрессивные матрицы Равена, методика семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация В.А. Гуружапова). Результаты показали, что абсолютное большинство испытуемых в ситуации сравнения одинаковых картин, но предъявленных в разных форматах (репродукция, электронный формат), отдают предпочтение репродукции. Показано, что осмысление целостного образа картины испытуемыми не связанно с форматом предъявляемых картин. Выявлено, что различие в понимании младшими школьниками образного содержания картины не зависит от развития образного и логического мышления и не зависит от устойчивости и концентрации внимания.

Ключевые слова: педагогическая психология, психология искусства, восприятие искусства, мультимедиа-технологии в художественном образовании

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080409

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Общ. ред. В.П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

  2. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.-Л.:  Искусство, 1966. 243 с.

  3. Барламова Е.Н. Портрет в русской живописи 18–19 веков. М.: Изобразительное искусство, 1988. 70 с.

  4. Бойко А.Г. Применение интернета и мультимедиа в музейно-педагогическом процессе [Электронный ресурс] // Материалы научно-практического семинара «Информационные технологии в художественном образовании. Проблемы. Практика. Перспективы» (г. Москва, 27 апреля 2004 г.). М., 2004. URL: http://art-education.ioso.ru/gtg-seminar/index.htm (дата обращения: 20.03.2014).

  5. Волков Н.Н.  Восприятие картины / Ред. И.П. Глинская: 2-е изд.  М.: Просвещение, 1976. 32 с.

  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Ред. И.А. Шкирич. М.: Искусство, 1985. 480 с.

  7. Гибсон Дж.Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Общ. ред. и вступит. ст. А.Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 464 с.

  8. Гуружапов В.А. Введение подростков в экзистенциальные смыслы мотивов русской пейзажной живописи // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 98–109.

  9. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. М.: РИА «Мы и мир», 1999. 112 с.

  10. Киселева Н.В.   Применение информационных ресурсов сети Интернет на уроках мировой художественной культуры / Искусство в школе. 2007. № 6. С. 44–46.

  11. Ковалева Н.А. Психологические аспекты восприятия информации и современные информационные технологии на уроках МХК [Электронный ресурс] // Международный интерактивный сетевой семинар «Интегративные процессы в современном образовании» (г. Москва, 28 мая 2011 г.). М.:  Институт художественного образования, 2011. URL: http://www.art-education.ru/project/seminar-2011/kovaleva/kovaleva.pdf (дата обращения: 20.03.2014).

  12. Кравчунас Б.К. Информационные технологии в музейном образовании [Электронный ресурс] // Материалы научно-практического семинара «Информационные технологии в художественном образовании. Проблемы. Практика. Перспективы» (г. Москва, 27 апреля 2004 г.). М., 2004. URL: http://art-education.ioso.ru/gtg-seminar/index.htm (дата обращения: 20.03.2014).

  13. Лепская Н.А. Информационные и коммуникационные технологии в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства // Искусство в школе. 2011. № 2. C. 38–40.

  14. Столяров Б.А. Педагогические аспекты образовательной деятельности художественного музея // Музейная педагогика в школе. 2000. № 2. С. 5–19.

  15. Федоров-Давыдов А.А. Илья Ефимович Репин. М.: Искусство, 1989. 216 с.

  16. Ясюкова П.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД.  СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.

  17. Яцюк О.Г. Компьютерные технологии в художественном образовании // Искусство в школе. 2008. № 5. С. 60 – 61.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика