Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах
Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии , Московский государственный психолого-педагогический университет, МНИИ психиатрии Росздрава, Москва, Россия, v.krasnova@inbox.ru Клименкова Е.Н. педагог-психолог, ГБПОУ Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com
Статья посвящена исследованию влияния современных средств коммуникации на развитие эмпатии у подростков и молодежи. Приводится аналитический обзор современных исследований в этой области с фиксацией противоречивости полученных данных относительно характера влияния виртуальной коммуникации на эмпатические способности у подростков и молодежи. Выдвигается гипотеза о ведущей роли баланса виртуальной коммуникации и непосредственного контакта для развития социального познания. Приводятся данные исследования выраженности показателей эмпатии у подростков и студентов гуманитарных вузов в зависимости от предпочитаемых ими каналов коммуникации с другими людьми (непосредственный контакт, социальные сети, телефон, скайп и различные сайты в Интернете). Было обследовано 170 человек из московских учреждений образования (колледж, школа, вуз), которым предлагались анкета, направленная на выявление предпочитаемых каналов коммуникации, а также методика Индекс межличностной реактивности М. Дэвиса, тестирующая эмпатические способности. Сделаны выводы о том, что большинство современных подростков и студентов вузов из всех способов коммуникации отдают предпочтение непосредственному общению; они отличаются от тех, кто отдает предпочтение общению в социальных сетях, более высокими показателями эмпатических способностей.
Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Богдановская А.Б.
Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы
качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №
6. С. 49–57.
Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения
задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Т. 6. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67976.shtml
(дата обращения: 04.11.2015).
Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В.
Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса
// Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202–227.
Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков
из разных социальных групп /Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н.,
Малюкова Д.А.// Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С.
102–129. doi:10.17759/cpp.2015230407.
Alloway T. at al. Is Facebook linked to
selfishness ? Investigating the relationships among social media use, empathy,
and narcissism // Social Networking. 2014. Vol. 3. P. 150–158.
doi:10.4236/sn.2014.33020.
Carrier L.M. at al. Virtual empathy: Positive
and negative impacts of going online upon empathy in young adults // Computers
in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 39–48.
doi:10.1016/j.chb.2015.05.026.
Davis M. Measuring individual differences in
empathy: Evidence for a multidimensional approach // Journal of Personality and
Social Psychology. 1983. Vol. 44. P. 113–126.
Konrath S. The Empathy Paradox : Increasing
disconnection in the age of increasing connection / R. Luppicini (ed.) //
Handbook of Research on Technoself: Identitiy in a Technological Society. IGI
Global, 2012. 741 p.
Konrath S., O’Brien E., Hsing C. Changes in
dispositional empathy in American college students over time: A meta-analysis
// Personality and Social Psychology Review. 2011. Vol. 15. P. 180–198.
doi:10.1177/1088868310377395.
Valkenburg P.M., Peter J. Adolescents’
identity experiments on the internet: consequences for social competence and
self-concept unity // Communication Research. 2008. Vol. 35. P. 208–231.
doi:10.1177/0093650207313164.
Valkenburg P.M., Peter J. Preadolescents’ and
adolescents' online communication and their closeness to friends [Электронный
ресурс] // Developmental Psychology. 2007. URL:
http://psycnet.apa.org/journals/dev/43/2/267/
(дата обращения: 18.10.2016).
Valkenburg P.M., Sumter S.R., Peter, J.
Gender differences in online and offline self-disclosure in pre-adolescence and
adolescence // Britisch Journal of Developmental Psychology. 2011. Vol. 29. P.
253–269. doi:10.1348/2044-835X.002001.
Vossen H.G.M., Piotrowski J.T., Valkenburg
P.M. Development of the Adolescent Measure of Empathy and Sympathy (AMES)
// Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 74. P. 66–71.
doi:10.1016/j.paid.2014.09.040.
Vossen H.G.M., Valkenburg, P.M. Do social
media foster or curtail adolescents’ empathy? A longitudinal study // Computers
and Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 118–124.
doi:10.1016/j.chb.2016.05.040.