Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 4. С. 50–61.
doi:10.17759/psyedu.2016080406
ISSN: 2074-5885 (online)

Социально-психологические аспекты мотивации учебно-профессиональной деятельности на разных этапах и уровнях обучения

Марков Д.О. аспирант, кафедра психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, do.markov@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлен теоретический обзор как отечественных (Т.О. Гордеева, А.Г. Бугрименко, О.А. Чаденкова и др.), так и зарубежных (Р. Райан и Э. Дэси, А. Эллиот и Х. Макгрегор и др.) подходов, классификаций и исследований мотивации учебно-профессиональной деятельности. Особое внимание уделяется социально-психологическим характеристикам данной мотивации: внешней обусловленности ее структурных компонентов, в том числе и мотивации достижения, механизмам ее формирования в изменяющихся условиях социальной среды, а также характеру взаимосвязей социально-психологических характеристик личности, в особенности процессов социально-психологической адаптации, с параметрами ее мотивационной сферы. В статье рассматриваются исследования влияния как внешней учебной среды (М. Бокартц и др.), так и внутренних установок личности (К. Двэк, А. Бандура) на становление и развитие мотивации обучения. Описываются исследования динамики мотивации учебно-профессиональной деятельности на различных этапах образовательного процесса.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, мотивация учебно-профессиональной деятельности, социально-психологические аспекты, социально-психологические характеристики личности, мотивационная среда

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080406

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Анонова С.И. О социально-психологической адаптации обучающихся в вузе // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2015. № 5. С. 43–48.
  2. Бандура А. Теория социального научения: Пер. с англ./ Под ред. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
  3. Бибрих Р.Р., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2. С. 20–31.
  4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 64 с.
  5. Бугрименко А.Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2006. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2006/n4/Bugrimenko.shtml (дата обращения: 24.06.2016).
  6. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы и условия развития: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 46 с.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
  8. Киселева Н.С. К вопросу о влиянии социально-психологической адаптации в вузе на учебно-профессиональную мотивацию студентов // Материалы XIV международной научной конференции «Царскосельские чтения»: В 3 т. Т. 3. (г. Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2010 г.). СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. С. 77–81.
  9. Левин К. Динамическая психология / Пер. с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 576 с.
  10. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер. с англ. А. Богачева, З. ЗамчукЕ. Трифоновой, Е. Трофимова, Е. Ильина. СПб.: Питер, 2007. 672 с.
  11. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41673.shtml (дата обращения: 24.06.2016).
  12. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
  13. Попова Е.С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодежи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69–82.
  14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. С. Дмитриева, Д. Леонтьева, Е. Патяевой, С. Шапкина, А. Шапкиной. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 864 с.
  15. Чаденкова О.А. Опросник мотивации учебной деятельности студентов: руководство по применению. Самара: Самар. гуманитар. акад., 2004. 36 с.
  16. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Логос, 1994. 155 с.
  17. Dweck C. Mindsets: developing talent through a growth mindset [Электронный ресурс] // USOC Olympic Coach E-Magazine. 2009. URL: http://assets.ngin.com/attachments/document/0005/2397/Mindsets.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
  18. Elliot A.J., McGregor H.A. A 2x2 Achievement goal framework [Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 80 (3). URL: https://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2001_ElliotMcGregor.pdf (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1037/0022-3514.80.3.501.
  19. Jovanovic D., Matejevic M. Relationship between rewards and intrinsic motivation for learning – researches review [Электронный ресурс] // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. № 149. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814050009 (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.287.
  20. Panisoara G. et al. The influence of reasons approving on student motivation for learning [Электронный ресурс] // Proceedings of the 7th World Conference on Educational Sciences (Greece, Athens, 05-07 February 2015). URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815043839 (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.sbspro.2015.07.382.
  21. Poondej C., Lerdpornkulrat T. Relationship between motivational goal orientations, perceptions of general education classroom learning environment, and deep approaches to learning [Электронный ресурс] // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2016. № 37 (2). URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2452315116300091 (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1016/j.kjss.2015.01.001.
  22. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: classic definitions and new directions [Электронный ресурс] // Contemporary Educational Psychology. 2000. № 25. URL: http://selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2000_RyanDeci_IntExtDefs.pdf (дата обращения: 27.06.2016). doi:10.1006/ceps.1999.1020.
  23. Ryan R.M., Deci E.L., Koestner R. Extrinsic rewards and intrinsic motivation in education: reconsidered once again // Review of Educational Research. 2001. Vol. 71 (1). P. 1-27. doi:10.3102/00346543071001001.
  24. Stirling D. Motivation in education [Электронный ресурс] // Learning Development Institute. 2014. URL: http://www.learndev.org/dl/Stirling_MotEdu.pdf (дата обращения: 26.06.2016).

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика