Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 4. С. 13–23.
doi:10.17759/psyedu.2016080402
ISSN: 2074-5885 (online)

Феномен межвозрастных манипуляций

Микляева А.В. доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии человека, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, a.miklyaeva@gmail.com
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Представлены результаты эмпирического исследования феномена межвозрастных манипуляций в педагогическом взаимодействии. Межвозрастная манипуляция рассматривается как вид манипуляции, осуществляемый на основе апелляции к возрастным ролям участников взаимодействия. На основе результатов опроса 109 подростков в возрасте 13–15 лет с использованием анкетирования, Цветового теста отношений и проективного рисования показано, что межвозрастные манипуляции являются распространенным способом воздействия на учащихся, избираемым педагогом. Педагоги выступают субъектами межвозрастных манипуляций значительно чаще, чем учащиеся. Выявлено, что действенность межвозрастной манипуляции в педагогическом взаимодействии повышается в том случае, если она содержательно соответствует представлению о нормативном содержании возрастных ролей, а также «межвозрастной дистанции» между педагогом и учащимися. Наибольшую действенность имеют межвозрастные манипуляции «сверху», осуществляемые пожилыми педагогами, и манипуляции «снизу» со стороны молодых педагогов.

Ключевые слова: межвозрастные отношения, манипуляция, педагогическое взаимодействие

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080402

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, Изд-во Моск. ун-та, 1997. 334 с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 240 с.
  3. Курышева О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 306 с.
  4. Микляева А.В. Психология межвозрастных отношений. МО: СВИВТ; М.: Перо, 2014. 159 с.
  5. Микляева А.В. Учитель как субъект межвозрастных отношений // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции.  Вып. 1. Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. С. 100–103.
  6. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. 688 с.
  7. Чайка Р.П. Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению межличностных конфликтов между учителями и учащимися в средней школе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2001. 23 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика