Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru Электронный журнал — Психологическая наука и образование psyedu.ru
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2016. Том 8. № 4. С. 102–116.
doi:10.17759/psyedu.2016080411
ISSN: 2074-5885 (online)

Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности

Тарасова С.Ю. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник , лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва, Россия, syutarasov@yandex.ru
Осницкий А.К. доктор психологических наук, главный научный сотрудник , лаборатория дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва, Россия, osnizak@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Буллинг рассматривается как вариант агрессии. Анализируются закономерные взаимосвязи между содержанием подростковых страхов и тревог и агрессивностью. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются четыре последовательных измерения показателей тревожности и сопутствующих им показателей агрессивности у 70 учеников 6-го, а затем 7-го года обучения. Выясняется, в какой мере риск агрессивного поведения связан с враждебностью как негативной смысловой установкой личности. Враждебность стабильно положительно коррелирует со школьной, самооценочной, межличностной и магической тревожностью подростков. Сильное влияние оказывает социальная ситуация неопределенности, связанная с постоянной трансформацией общественных норм. По результатам исследования в каждом классе выделяются сильно изолированные школьники. Они же, согласно экспертным оценкам учителей и результатам включенного наблюдения, являются жертвами как агрессоров, так и «наблюдателей», которые занимают позицию пассивных агрессоров. Жертвы стабильно сверхтревожны, обладают высоким уровнем враждебности и склонны к защитной агрессии в поведении. Можно обоснованно предположить дальнейшее их превращение в агрессоров.

Ключевые слова: буллинг, легитимизация агрессии, социально-экономическое неравенство, враждебность, самооценка, тревожность, дезадаптивный перфекционизм

Рубрика: Дошкольное образование

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080411

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб.: Издательский дом «НЕВА», 2001. 512 с.
  2. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
  3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. № 1 (6). С. 103–116. 
  4. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 55–68. 
  5. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. М.: Когито-Центр, 2006. 176 с.
  6. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс]//  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 27.01.2016). 
  7. Кекелидзе З.И., Макушкин Е.В. Татьяна Борисовна Дмитриева – психиатр в эпоху перемен. М.: ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского», 2011. 191 с.
  8. Кожухарь Г.С. Феноменология разных форм психологического насилия в молодежной среде [Электронный ресурс]// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_2_Kozhukhar.pdf (дата обращения: 27.03.2016). 
  9. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2014. 210 с.
  10. Мартыненко Б.К. Социальная сущность насилия // Закон и право. 2008. № 12. С. 60–61.
  11. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011. 210 с.
  12. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2009. 192 с.
  13. Самаруха В.И. Детерминанты реформирования экономики страны и состояние психологического климата общества // Психологические инновации в экономике и финансах: материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 19–20 марта 2009 г.). М.: ФинУниверситет, 2009. С. 93–97.
  14. Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживания школьной травли на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 48–57.
  15. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением [Электронный ресурс]//  Психологические исследования. 2011. № 5 (19). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n5-19/551-sokolova-tsygankova19.html (дата обращения: 27.01.2016).   
  16. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности [Электронный ресурс]//  Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 20. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n1/75196.shtml (дата обращения: 27.01.2016). 
  17. Тарасова С.Ю., Сотникова Ю.А. Психологическое сопровождение детей условной нормы здоровья с устойчивыми трудностями адаптации к школе // Психология и школа. 2014. № 3. С. 85–101.
  18. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма [Электронный ресурс]// Психологические исследования. 2013. № 6 (29). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/826-yasnaya29.html (дата обращения: 27.01.2016).
  19. Brunstein K.A., Sourander A., Gould M. The association of suicide and bullying in childhood to young adulthood: a review of cross-sectional and longitudinal research findings // Can. J. Psychiatry. 2010. Vol. 55 (5). P. 282–288.
  20. Craig W.M. The relationship among bullying, victimization, depression, anxiety and aggression in elementary school children // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 24 (1). P. 123–130.
  21. Fiabane E., Flachi D., Giorgi I. at al. Professional outcomes and psychological health after workplace bullying: an exploratory follow-up study // Med Lav. 2015. Vol. 106 (4). P. 271–283.
  22. Hinduja S., Patchin J.W. Bullying, cyberbullying, and suicide // Arch. Suicide Res. 2010. Vol. 14 (3). P. 206–221.
  23. Pervanidou P., Chrousos G.P. Metabolic consequences of stress during childhood and adolescence // Metabolism. 2012. Vol. 61 (5). P. 611–619. 
  24. Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M. at al. The revised Almost Perfect Scale // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130–145.
  25. Swearer S.M., Espelage D.L., Vaillancourt T. at al. What can be done about school bullying? Linking research to educational practice // Educational Researcher. 2014. Vol. 39 (1). P. 38–47.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru»
ISSN-online: 2074-5885, Psihologičeskaâ nauka i obrazovanie (Online)
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика