Опросник выраженности симптомов кризиса трех лет: психометрические характеристики
Василенко В.Е. кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, v.vasilenko@spbu.ru Уланова Ю.Ю. педагог-психолог высшей категории, МОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Всеволожского района Ленинградской области, Россия, yuliya_ulanova@list.ru
Статья посвящена описанию психометрических характеристик опросника выраженности симптомов кризиса трех лет В.Е. Василенко. Опросник предназначен для родителей и направлен на выявление симптомов трех категорий: негативистских, конструктивных и невротических. Выборку составили 255 матерей детей от 2 до 4 лет (138 детей из Санкт-Петербурга и 117 детей из Всеволожского района Ленинградской области): 138 мальчиков и 117 девочек. Средний возраст детей – 3 года 1 месяц. С помощью опросника удалось выявить предкритическую и критическую фазы кризиса. По всем общим показателям кризиса и по всем симптомам негативистской и конструктивной категорий (основным симптомам) распределение данных оказалось близким к нормальному. Коэффициент альфа Кронбаха при сравнении 16 отдельных шкал опросника – 0,79, что приближается к уровню «хорошая надежность». Выявлена достаточная согласованность данных при изучении кризисных проявлений с помощью опросника и анкеты Т.В. Гуськовой. Проведенные процедуры подтвердили репрезентативность, внутреннюю согласованность, содержательную и конкурентную валидность, а также ретестовую надежность опросника.
Ключевые слова: кризис трех лет, опросник выраженности симптомов кризиса трех лет, негативистские симптомы, конструктивные симптомы, невротические реакции, репрезентативность, внутренняя согласованность, содержательная и конкурентная валидность, ретестовая надежность
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. СПб: Питер, 2009. 400 с.
Василенко В.Е. Возрастные кризисы детства и
отрочества: дискуссионные проблемы // Материалы Всероссийской юбилейной научной
конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология
человека в современном мире» (г. Москва, 15–16 октября 2009 г.): В 3 т. Т. 3.
М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 27–35.
Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи
с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) //
Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология.
Педагогика. 2013. № 3. С. 42–51.
Василенко В.Е., Воробьева А.В. Динамика
протекания кризиса трех лет и характеристики материнского отношения к ребенку
// Сборник статей Всероссийской конференции «Семья, брак и родительство в
современной России». Москва: Когито-центр, 2014. С. 46–51.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В
6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
ГоловейЛ.А., Савенышева С.С., Василенко
В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства
// Психологический журнал. 2015. Т. 36. №2. С. 32–43.
Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех
лет: Дис. … канд. психол. наук. М., 1988. 167 с.
Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные образования
у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С.
78–85.
Марютина Т. М. Об использовании понятий
«критический» и «сензитивный» период индивидуального развития //
Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 145–153.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.:
Издат. центр Академия, 2000. 184 с.
Поливанова К.Н. Современное родительство как
предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C. 1–11. doi:
10.17759/psyedu.2015070301.
Практикум по возрастной психологии / Под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика,
1982. 176 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1989. 560 с.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб: Летний сад,
2000. 416 с.
Wolff S. Children under Stress. Harmondsworth:
Penguin Books, 1973. 284 p.