Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников
Клопотова Е.Е. кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, klopotova@yandex.ru
Представлены результаты репликационного исследования ценностных ориентаций современных дошкольников. В эксперименте приняли участие 200 детей дошкольного возраста (100 мальчиков и 100 девочек), посещающие детские сады Москвы и Московской области. Для оценки ценностных ориентаций современных дошкольников использовалась диагностическая методика «Волшебный цветок», разработанная Т.А. Репиной. Полученные результаты сравниваются с результатами исследований Т.А. Репиной. Эти данные позволяют оценить ценностную сферу современных дошкольников и сравнить ценностные ориентации современных дошкольников и ценностные ориентации дошкольников 1980-х гг. Отмечается неоднозначное влияние современных социокультурных условий на ценностные ориентации современных детей дошкольного возраста: они не приводят к искажению стремления детей к общению и взаимодействию, однако увеличивают ориентировку детей на свои потребности и нужды.
Ключевые слова: развитие детей дошкольного возраста, ценностные ориентации, мотивационно-потребностная сфера дошкольников, диагностика ценностных ориентаций дошкольников, репликационное исследование
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный ин-т,
2000. 416 с.
Валявко С. М.,Аверьянова Е. В. Современное состояние
проблемы изучения ценностей и ценностных ориентаций у детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речевого развития // Международная
практическая конференция, посвященная Году Учителя «Педагогика и психология как
ресурс развития современного общества» (ГОУ ВПО Рязанский государственный
университет им. С. А. Есенина). Рязань, 2010. С. 239–249.
Гогоберидзе А. Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях
современной социокультурной среды // Материалы II Международного конгресса
«Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического
здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск: Ритм, 2003.
С. 100–101.
Иванова Е.Ф., Мажирина Е.С. Развитие непроизвольной памяти:
повторение исследований П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология.
2008. № 1. С. 48–58.
Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к
личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции
деятельности (статья первая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14.
Психология. 1996. № 4. С. 35–44.
Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие:
опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С.
15–26.
Лохов М.И. Динамика формирования произвольной памяти у детей //
Психологический журнал. Т. 14. 1993. № 4. С. 56–65.
Мещеряков Б.Г. Стадии развития ВПФ и их эмпирические референты:
реконструкция имплицитной концепции Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-а. Сер.
14. Психология. 2004. № 3. С. 57–72.
Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М.: Изд-во
Моск. психолого-социального ин-та, 2004. 288 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.:
Речь, 2001. 350 с.
Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы
российских подростков // Ребенок в современном обществе: Сб. статей / Под ред.
Л.Ф. Обуховой, Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 142–151.
Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press,1973.
438 р.