Приводятся данные исследования особенностей временной перспективы одаренных подростков и их сверстников, в котором приняли участие 274 подростка. Для изучения особенностей временной перспективы личности были выбраны опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), а также обработанные по методу мотивационной индукции Ж.Нюттена опросники с неоконченными предложениями и сочинения участников исследования. В ходе статистической обработки данных было установлено, что для одаренных подростков характерны следующие особенности: сравнительно высокие баллы по типам временной ориентации «Негативное прошлое» и «Будущее».Для временной перспективы будущего характерны: сравнительно высокая частота упоминаний мотивационных объектов групп «Работа», «Познание» (ближняя перспектива); «Развитие», «Работа» (долгосрочная перспектива). Протяженность перспективы будущего в группе одаренных подростков выше, чем в группе сверстников. Результаты исследования буду полезны психологам-практикам в работе с подростками.
Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени,
которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 c.
Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности подростков,
обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C.
30–39. doi: 10.17759/psyedu.2015070304.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл,
2004. 608 c.
Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный
ресурс]// URL:
http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата
обращения: 19.07.2016).
Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах
(по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая
психология. 2007. № 4. C. 19–31.
Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности:
культурно-исторический подход: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 545 c.
Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности
разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2.
С. 90–104.
Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние
вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
Nuttin J.Motivation, Planning, andAction: ARelational Theory of
Behavior Dynamics. Leuven and Hillsdale. NJ: Leuven University Press and
Erlbaum, 1984. 251 p.
Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid,
reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social
Psychology. 1999. Vol. 77. № 6.P. 1271‒1288.