Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 1. С. 54–65.
doi:10.17759/psyedu.2017090106
ISSN: 2074-5885 (online)

Ценностно-смысловые барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых

Шабаловская М.В. кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей и дифференциальной психологии , Сибирский государственный медицинский университет (ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России), Томск, Россия, m_sha79@mail.ru
Бохан Т.Г. доктор психологических наук, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, btg960@sibmail.com
Радишевская Л.В. кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии , Томский университет систем управления и радиоэлектроники , Томск, Россия, Radishevskaya_LV@sibmail.com
Ульянич А.Л. кандидат психологических наук, Доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования , Национальный исследовательский Томский государственный университет , Томск, Россия, fiale@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Раскрывается содержание ценностно-смысловых барьеров, которые приобретают определенную специфику в научно-исследовательской деятельности и влияют на формирование смыслообразующей исследовательской мотивации молодых ученых. Предполагается, что такие барьеры обусловлены рассогласованностью между доминирующими ценностями и степенью их реализации у молодых исследователей. Выборку респондентов составили 88 начинающих ученых: аспиранты (65 человек) и магистры (23 человека) Томских вузов, в возрасте от 21 до 35 лет. В качестве методов исследования были использованы расширенная интерпретация методики М. Рокича (предлагаемая М.С. Яницким и А.В. Серым), методы статистического анализа результатов (анализ частот, критерий Манна–Уитни). Представлены актуальные ценностные ориентации молодых ученых. Выявлены гендерные различия в ценностно-смысловой сфере. Определены различия в доминирующих ценностях у аспирантов и магистров. Установлено рассогласование в степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей, указывающее на нарушения ценностно-смысловой сферы личности молодых ученых. Результаты дополняют научные представления о ценностно-смысловых барьерах в научно-исследовательской деятельности молодых ученых.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностно-смысловые барьеры, научно-исследовательская деятельность, молодые ученые

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090106

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-16-70001.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Алимова Е.Е., Савченко А.Б. Ценностно-смысловые барьеры как педагогическая проблема // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 3. С. 93–100.
  2. Балымова И.В. Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении: Автореф. … канд. психол. наук. Казань, 2008. 26 с.
  3. Бохан  Т.Г. и др. Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 2. C. 198–208. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Bohan_et_al.phtml (дата обращения: 15.08.2016).
  4.  Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский гос. ун-т, 2005. 174 с.
  5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: Томский гос. ун-т, 2009. 240 с.
  6. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия.  М.: Изд-во МГУ, 1994. 274 с.
  7. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992. 17 с.
  8. Осипова А.А., Прокопенко М.В. К вопросу о функциональном анализе психологического барьера // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 2. С. 9–16.
  9. Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям: Метод. пособие / Авт.-сост. А.Н. Бакушина. СПб.: СПбАППО, 2008. 273 с.
  10.  Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос.  ун-т, 1999. 90 с.
  11. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 3–18.
  12. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18–33.
  13. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  14. Яницкий М.С., Серый А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности: Учеб. пособие. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. 102 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика