Деонтологические аспекты восприятия лиц с ограниченными возможностями в контексте современной культуры
Шмелева Н.В. кандидат филологических наук, Доцент кафедры философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Нижний Новгород, Россия, shmelevanv@mail.ru Бабаева А.В. кандидат философских наук, Заведующий кафедрой философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, Нижний Новгород, Россия, ftf218@yandex.ru
Рассматривается проблема негативного влияния массовой культуры на ценностные ориентиры современного человека посредством идеализации телесности. Приоритет визуального начала в массовой культуре XX – начала XXI вв., неразрывно связанного с тиражированием однообразных идеализированных визуальных образов, а также определением статичных социальных и культурных ролей людей лишь по одному физическому состоянию тела (положительные герои чаще имеют идеализированную внешность и рельефные контуры тела, а отрицательные – физические недостатки), меняет отношение человека к своему и чужому телу. Стремление и невозможность достичь идеального тела становится одной из значимых причин социокультурной напряженности, при которой усиливается негативное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для преодоления социальной напряженности требуются конкретные пути решения, это актуализирует обращение к науке о должном – деонтологии, направленной на моральное обновление общества. Большое значение имеют этико-деонтологическая культура, педагогическая, экологическая и социальная деонтологии, разрабатывающие концепцию новых ценностей для преодоления социальных и личностных противоречий.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, деонтология, деонтологическая культура, телесность, культура тела, идеал, массовая культура, социальное напряжение
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации № 05.043.11.0025
Благодарности
Авторы благодарят за помощь Закаблуковского Е.В.
Библиографическая ссылка на публикацию
Литература
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного
образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 5–16.
Гарсия Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» //
Вопросы философии. 2002. № 12. С. 228–234.
Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева; под ред. Ю.С.
Медведева, Д.В. Скляднева. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2002. 707
с.
Караханова Г.А. Формирование нравственной культуры будущего
учителя на уровне вузовской подготовки: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.,
2007. 27 с.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука,
1994. 192 с.
Матвийчук А.В. Философские основания экологической деонтологии
// Вестн. моск. гос. гуманитарного ун-та им. М.А. Шолохова.
Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 25–35.
Суковатая В. Другое тело: инвалид, урод и конструкции
дизабилити в современной культурной критике // Неприкосновенный запас: дебаты о
политике и культуре. 2012. № 3 (83). С. 73–98.
Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. Киев: Дух и
литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. 288 с.
Хелл Д. Ландшафт депрессии. М.: Алетейя, 1999. 280 с.
Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры: политика
репрезентации (начало) //Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 51–56.
ШевченкоА.А. Социальная деонтология: проблемы
построения // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Сер. Философия. 2010. Т. 8. №
3. С. 42–47.
Гомілко О. Метафізика тілесності: концепт тіла у філософському
дискурсі. К.: Наукова думка, 2001. 340 с.