Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 1. С. 15–22.
doi:10.17759/psyedu.2017090102
ISSN: 2074-5885 (online)

Влияние развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» на формирование метапредметных компетенций обучающихся вторых классов

Укропова А.В. аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, a.ucropova.psy@yandex.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Описываются результаты апробации развивающих образовательных ситуаций для вторых классов. Развивающие образовательные ситуации опираются на содержание предметной области «Окружающий мир» и учебник А.А. Плешакова для второго класса. Выборку составили 82 ученика вторых классов двух школ г. Москвы: экспериментальная группа – 39 человек, контрольная группа – 43 человека. С экспериментальной группой проведен цикл занятий, содержанием которых являются развивающие образовательные ситуации. Фрагменты двух занятий («Про Машу и Мишу», «Кошки и люди») приведены в статье. Они иллюстрируют особенности развивающих образовательных ситуаций на материале предметной области «Окружающий мир». После проведения развивающих занятий результаты диагностики экспериментальной группы значительно улучшились в сравнении с показателями до проведения специализированных занятий. В контрольной группе результаты практически не изменились. Считаем, что спроектированные развивающие образовательные ситуации положительно влияют на формирование и развитие метапредметных компетенций младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, метапредметные компетенции, развивающие образовательные ситуации, предметная область «Окружающий мир»

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090102

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 79–85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых  [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование  PSYEDU.ru. 2012. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 31.07.2015).
  3. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
  4. Гуружапов В.А., Шиленкова  Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. С. 53–60. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (дата обращения: 31.07.2015).
  5. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  6. Зак. А З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. 96 с.
  7. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  9. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ, 2010. C. 68–91.
  10. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
  11. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: В 2 ч.   М.: Просвещение, 2011. 143 с.
  12. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  13. Укропова А.В. Проектирование развивающих образовательных ситуаций во внеурочной деятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 40–45.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
  15. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): В 2 ч. Ч. 1: 11-е изд.  М.: Вита-пресс, 2010. 88 с.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2017 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика