Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» | Open Access Journal
Электронный журнал — Психолого-педагогические исследования
Электронный журнал
Психолого-педагогические исследования
Directory of open access journals ERIH PLUS ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru

Рубрики журнала

Все рубрики журнала >>
Психологическая наука и образование psyedu.ru
2017. Том 9. № 1. С. 1–14.
doi:10.17759/psyedu.2017090101
ISSN: 2074-5885 (online)

Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач)

Зак А.З. доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, jasmin67@mail.ru
Сорокова М.Г. доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, marsor@mail.ru
PDFПолный текст (PDF) РаспечататьРаспечатать

Изложены методы оценки сформированности метапредметных компетенций как результатов освоения детьми познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Впервые представлены: 1) методика «Рассуждение» (А.З. Зак), включающая в себя четыре задания, которые предназначены для оценки сформированности у выпускников начальной школы (на материале решения сюжетно-логических задач) когнитивных метапредметных компетенций, связанных с логическим действием построения рассуждений и с построением способа решения проблем поискового характера, и регулятивных метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии способа решения и с планированием ребенком своих действий; 2) результаты выполнения заданий этой методики пятиклассниками (в начале учебного года) ряда обычных муниципальных школ и одной гимназии; 3) статистический анализ полученных данных (М.Г. Сорокова), доказывающий надежность методики «Рассуждение» и ее дифференциальную валидность как способность выявлять различия по социально-демографическому фактору «категория учащихся».

Ключевые слова: познавательные и регулятивные метапредметные компетенции, сюжетно-логические задачи, выпускники начальной школы, стандартизационная выборка, расщепленная надежность, внутренняя согласованность, дифференциальная валидность

Рубрика: Психология образования

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2017090101

Финансирование

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №16-06-00926.

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 1: Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского.  М.: Педагогика, 1982. 320 с.
  2. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 103–107.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 497 с.
  4. Давыдов В.В., Пушкин В.Н., Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления младших школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 36 – 44.
  5. Зак А.З. О развитии способности действовать «в уме» у младших школьников // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 62 – 68.
  6. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 241 с.
  7. Зак А.З. Различия в мышлении младших школьников. М.: Генезис, 2007. 159 с.
  8. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 721 с.
  9. Митина О.В. Математические методы в психологии: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2009. 238 с.
  10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Учеб. пособие: 2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
  11. Новиков П.В. Развитие рефлексии у младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 22 с.
  12. Пономарев Я.А.  Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967. 267 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  14. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 29–33.
  15. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учеб. пособие. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 405 с. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека МГППУ. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=180853  (дата обращения: 06.04.2015). 
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 31.03.2014).
  17. Raven J., Raven J. (Eds.).Uses and Abuses of Intelligence: Studies Advancing Spearman and Raven’s Quest for Non-Arbitrary Metrics. Unionville, N. Y.: Royal Fireworks Press, 2008. 594 p.

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Издатель — Московский государственный психолого-педогогический университет
© 2006–2018 Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования»
ISSN: 2587-6139 (2074-5885), Психолого-педагогические исследования
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-69835 от 29.05.2017
Издатель – Московский государственный психолого-педагогический университет
Индекс цитирования
Яндекс.Метрика